_
Ф. АСВИНН. РУНЫ И МИСТЕРИИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ - Глава 4-1
Глава 4. Руническая магия
Определение магии
Сколько на свете людей, практикующих магию, столько, должно быть, и её определений. Но одно из лучших, по-моему, звучит так: "Магия – это искусство вызывать совпадения" (этим определением я обязана моей коллеге Крис Макинтош). Рассматривая понятие совпадения с точки зрения принципа синхронности, мы сможем определить также области и методы применения магии. Алистер Кроули сформулировал эту же мысль несколько иначе: "Магика есть наука и искусство вызывать изменения в согласии с желанием".
Желание (или воля – will) – основа и первоисточник всякой магии. Само побуждение совершить магическое действие рождается из желания. Маг взывает к силам, соответствующим его желанию, и, при условии правильной работы, достигает желаемой цели. Силы эти двойственны по своей природе: отчасти они исходят из сознания самого мага, а отчасти представляют собой нейтральную космическую энергию, которой маг своим желанием придаёт определённую форму. Опираясь на законы магии, можно вызывать изменения как в своём собственном сознании, так и в окружающем мире; как правило, изменение, вызванное на одном уровне сознания, автоматически отражается и на других уровнях.
Говоря о магии вообще и, в частности, о её североевропейской разновидности, следует с самого начала принять к сведению, что всё в мире взаимосвязано и ничто не может существовать в абсолютной пустоте, а потому всякую энергию, к которой мы взываем в магической работе, необходимо компенсировать. Это – закон Природы, не имеющий ничего общего с доктриной вознаграждения и наказания, столь милой робким, слабым сердцам. В большинстве случаев этот закон компенсации, в восточных традициях именуемый "кармой", срабатывает автоматически. Но если сознавать его существование, если полностью и добровольно компенсировать энергии, задействованные в магической работе, то большинства проблем можно будет избежать.
В северной традиции фигурируют два основных типа магии: шаманская и церемониальная.
Шаманская магия – это интуитивные, импровизированные магические операции. Катализатором изменений в шаманской магии служит эмоция мага – либо глубокое, долго вынашиваемое чувство, либо мгновенный эмоциональный всплеск, вызванный давлением обстоятельств. Источник магической энергии в магии этого типа – сама непосредственность переживаемого чувства.
Определяя шаманизм, Джоан Галифакс пишет в книге "Голоса шаманов", что слово "шаманизм" происходит от ведийского sram, что означает "распаляться", "разогреваться" или "предаваться аскезе". Древнеисландское слово seidr также означает "согревающий" или "кипящий". Поэтому мы вправе утверждать, что сейт – это форма шаманизма, хотя и практиковавшаяся почти исключительно женщинами. В мифах упоминается только один мужчина, исполнявший обряды сейта, – Один, обучившийся этому искусству у Фрейи.
Главное отличие шаманизма от более изощрённых и сложных разновидностей магии (таких, как герметическая магия, ритуальная магия масонов и т. д.) заключается в том, что шаманизм – это такая магическая система, которую нужно осваивать на личном опыте и развивать самостоятельно экспериментальным путём.
Стандартизованной системы обучения североевропейским шаманским техникам не существует. О шаманских истоках северной религии свидетельствует тот факт, что центральное положение в ней занимает образ мирового древа – ясеня Иггдрасиль. В скандинавской мифологии Иггдрасиль – средоточие вселенной и символ всего мироздания. И магия, распространённая среди северных народов, относилась, по большей части, к шаманскому типу. Школ магии как таковых не существовало: учение передавалось либо на индивидуальной основе от учителя к избранному ученику, либо, как в наши дни, путём самостоятельного обучения на личном опыте.
Магия – о какой бы её разновидности ни шла речь – заключена в сознании самого чародея. Всякая энергия, задействованная в магии, должна пройти через два передаточных звена. Взывая к магической энергии, маг сначала обрабатывает её на подсознательном уровне, а затем – на сознательном, и только после этого пускает её в ход. Таким образом, магическое действие – это волеизъявление, или выражение желания, вызывающее изменения на трёх уровнях. Когда мы черпаем энергию с того или иного плана, образуется пустота, которую, по закону компенсации, необходимо заполнить. Здесь включаются магические свойства руны Гебо – руны, служащей для восстановления равновесия. За жизненную энергию необходимо платить жизненной энергией; энергия, использованная в магической работе, должна быть восполнена жизненной энергией, почерпнутой из Я самого мага. Это влечёт за собой:
1. Изменения в сфере нашего бессознательного.
2. Изменения в нашем личном узоре судьбы.
3. Изменения в нашем сознании.
Очень важную роль в шаманизме играет информация, которую маг получает в изменённых состояниях сознания – либо во сне, либо во время так называемых "путешествий". Два эти состояния отличаются друг от друга, хотя неопытному человеку бывает нелегко обнаружить эти различия. Во сне сновидец пассивно воспринимает происходящие с ним события, так как сновидение – это проявление личного или, реже, коллективного бессознательного. А во время шаманского путешествия или транса шаман сохраняет контроль над своим сознанием и управляет своими действиями по собственной воле. Он по-прежнему способен принимать решения, осознаёт происходящее и, при желании, может вмешиваться в ход событий. В подобных состояниях шаман пребывает на более глубоком уровне, чем его личное бессознательное: он выходит в сферу первозданного бессознательного всей планеты.
Шаманский опыт каждого шамана уникален. Каждому шаману приходится на личном опыте учиться распознавать различные уровни реальности, отличать реальность от фантазий и оценивать степень сознательного контроля над своими действиями. Шаман должен разработать свою собственную магическую систему, не попадая в зависимость от чужих методов. Как правило, шаманы работают в одиночку или с одним-двумя учениками.
Что же касается церемониальной магии, то это чётко структурированная система, в которой важную роль играют интеллект и дисциплина и в основе которой лежат герметическая философия и способность устанавливать соответствия и связи между различными объектами и целью магической операции. Преимущество церемониальной магии – в том, что за ней стоит давняя традиция, богатая практическими наработками. Магия этого типа принята в западных мистериальных ложах, каббалистических группах и Ordo Templi Orientis и восходит, главным образом, к трудам Элифаса Леви и последователям английского Ордена Золотой Зари. Практикуют её в группах, обычно имеющих иерархическую структуру. Свидетельств бытования северной церемониальной магии у нас нет, однако в будущем она может развиться, учитывая, какой богатый материал для разработки ритуалов даёт скандинавская мифология.
Ещё одна традиция, основанная на магии, но имеющая более религиозный характер, – это Викка. В системе Викки шаманская магия сочетается с церемониальной. Эта традиция сопоставима с северными мистериями, но, с моей личной точки зрения, уделяет слишком большое внимание физическому плану. Северные мистерии более суровы и требуют от человека большей силы и преданности своим убеждениям.
В целом, магия может выполнять религиозные функции, способствуя общению с богами и богинями. Но ещё важнее то, что магические техники помогают выявить и воплотить в жизнь наши истинные желания. В древности у народов Севера существовала магическая традиция, основанная на рунах. Я ставлю перед собой задачу реконструировать эту магическую систему, обращаясь к традиционному знанию и дополняя его методами современной магии.
Магические свойства рун
Прежде всего рассмотрим, какое применение руны могут находить в магии. Для удобства я привожу здесь перечень рун с их магическими свойствами и эзотерическими значениями. Поневоле мне придётся повторить кое-что из сказанного в предыдущих главах, но необходимо подчеркнуть, что символика рун, сохраняя связь с их базовыми, буквальными значениями, варьируется в зависимости от цели их применения. В следующем далее списке выделены именно те свойства рун, которые находят применение в магии.
Феху
Руна Феху олицетворяет богатство, удачу, ответственность и творческую энергию. Основная её стихия – огонь, дополнительная – земля (огонь проявляется через посредство земли). Боги-покровители этой руны – ваны, прежде всего Ньёрд, Фрейр и Фрейя. Пол Феху – женский. Энергия Феху даёт начальный импульс, вливая в мага силы, необходимые для того, чтобы приступить к операции. Эта руна заключает в себе силу огня в его творческой и созидательной ипостаси (в противовес разрушительной мощи огня). С её помощью можно черпать энергию, необходимую для той или иной операции или магического "послания". В целом, её можно считать движущей силой магической работы.
Уруз
Уруз символизирует уверенную силу, решимость, настойчивость, смелость, физическое здоровье и напористость. Бог-покровитель этой руны – Тор. Сила Уруз находит применение во врачевании. Эта руна связана со стихиями огня и льда. Пол Уруз – мужской. Энергия её – сырая, грубая сила. Сочетание Феху и Уруз заключает в себе творческий потенциал обеих этих рун: энергия объединяется с формой. Название Уруз связано с немецким и голландским префиксом ur-, означающим "изначальный, первозданный", и с именем одной из норн – Урд. Уруз можно использовать в любой целительской работе.
Турисаз
Эта руна заключает в себе противоборствующие энергии, а также потенциал истинного желания – впрочем, ещё не реализованный. В своей негативной ипостаси Турисаз – это тень в сфере бессознательного. Божественный образ, связанный с этой руной, – Тор, вооружённый молотом и выступающий на битву с великанами. Эта руна, как и обе предшествующих, связана со стихией огня, но здесь огонь проявляет свои разрушительные свойства, если не взять его под жёсткий контроль. Турисаз – первая и самая важная из рун, которые следует использовать в проклятиях. Как и Феху, она приводит проклятие в движение, проводя ничем не смягчённую разрушительную силу, мощную, как ядерный взрыв. Поэтому работать с ней очень опасно, так как возможна сильная отдача. Кроме того, Турисаз – это "оковы войны": она способна посеять панику в рядах противника и сковать ужасом сердце врага, а потому эффективна в любом сражении. Если вы решили обратить силу Турисаз против могучего противника, прикройтесь Исой как щитом. В позитивной ипостаси Турисаз можно использовать для защиты. Базовая энергия этой руны – высшая воля, увлекающая человека по предначертанному пути.
Ансуз
Ансуз – это божественный источник в глубине нашего "я", частица сознания Одина. За этой руной стоит сила интеллектуального характера. Её стихия – воздух, а бог-покровитель – сам Один, могущественнейший из асов. С помощью этой руны можно обрести знание Одина и божественную мудрость, приобщиться к традициям и духовному наследию древности, возвратиться к корням и истокам. Последователи северного мистического пути считают себя потомками богов. В магической практике эта руна связана с правильным дыханием. Воздух насыщен энергией, которая в восточной традиции именуется "прана", а в северной – "онд". Ансуз ассоциируется с мифом о том, как Один даровал Аску и Эмбле дыхание-онд.
Райдо
Райдо придаёт человеку способность властвовать и брать на себя инициативу, управлять обстоятельствами, приводить вещи в порядок и подчинять события своей воле. Она помогает магу взять текущую ситуацию под контроль. Эта руна связана с телемическим принципом "каждый человек – звезда". Каждый идёт своим путём, руководствуясь собственной волей. На практике Райдо помогает приводить в движение или устранять те или иные объекты, а также направлять магическую энергию в нужное русло. Этой руне, как и двум предшествующим, покровительствует Тор. Основная её стихия – огонь, дополнительная – воздух; огонь проявляется через посредство воздуха, а следовательно, интуиция и энтузиазм в сфере этой руны проявляются через посредство интеллекта и воли.
Кеназ
Кеназ символизирует родство, обучение и преподавание, то есть поиски знания и передачу знаний из поколения в поколение. В магической практике эта руна служит для получения оккультного знания с других планов. Таким образом, Кеназ применяется для астральных и шаманских путешествий – как в высшие астральные миры, так и в шаманский нижний мир. В этом контексте Кеназ следует использовать как факел, освещающий путь и гарантирующий успешное возвращение к обыденному сознанию. Кеназ, как и предыдущая руна, связана со стихией огня в самой его благотворной форме. Боги-покровители этой руны – Бальдр, Хеймдалль и Фрейя. С помощью Кеназ можно выявлять тайны и разоблачать скрытое.
Гебо
Гебо – это искусство вручать и принимать дары, равновесие и принесение "я" в жертву Я. Магический принцип Гебо – поддержание равновесия между всеми энергиями, какую бы форму они ни принимали и в каком бы виде ни проявлялись. В магических операциях она служит примирению двух противостоящих или взаимодополняющих сил (таких, например, как мужское и женское начало); это так называемая "магия противоположностей". Можно использовать эту руну и для связывания, а также для благословений и проклятий. Стихия Гебо – воздух, а бог-покровитель – Один.
Вуньо
С помощью Вуньо можно выявить свое истинное желание и действовать в соответствии с ним. Согласно одному из древнейших представлений, это – руна желаний. Кроме того, Вуньо олицетворяет волю к победе. Энергия этой руны – сила волеизъявления. Вуньо – одна из самых волшебных рун, ибо всякая магия подразумевает изъявление и напряжение воли. Она хорошо сочетается с Райдо, так как Райдо обеспечивает контроль над волей. Бог-покровитель этой руны – Один; в одной из своих ипостасей Один носит имя Вили (Vili, или Willi, ср. англ. will – "воля, желание").
Хагалаз
Хагалаз символизирует царство Хель (нижний мир) и наше личное бессознательное. Эту руну можно с успехом использовать во вредоносной магии женского типа – в тёмной разновидности ведовства. Она порождает замешательство и распад. Хагалаз – очень мощное орудие для астрального нападения и для вторжения в чужие сны. Покровительница этой руны – богиня смерти Хель. Кроме того, с ней связана старшая из норн, Урд. В составе заклинания, предназначенного для мести, эта руна может обратить прошлое человека против него самого или активизировать его вирд.
Наутиз
Применение этой руны – по преимуществу защитное. Она поможет ограничить и связать человека, предпринявшего магическую атаку. Наутиз, как и Турисаз, – это "оковы войны", и сочетанием двух этих рун можно пресечь любую агрессию. Наутиз действует очень непосредственно и абсолютно эффективно. Её богиня-покровительница – норна Скульд.
Иса
Иса во многом схожа с Наутиз: она также служит для защиты, но её специфика – не связывание, а торможение. Основная функция Исы – блокировка. С её помощью можно поставить преграду на пути любого противника или соперника. Богини-покровительницы этой руны –Верданди, Скади и Ринд. Негативные силы, к которым можно воззвать с её помощью, персонифицированы в скандинавской мифологии как инеистые великаны.
Йера
Это в высшей степени благотворная руна, позволяющая изменить ситуацию к лучшему. В составе благословений и созидательных заклинаний она плавно и осторожно видоизменяет узор вирда, помогая тем, кто столкнулся с затруднениями на пути к цели или при выполнении сложной задачи. В отличие от Дагаз, которая вызывает резкие перемены и действие которой не столь продолжительно, Йера может положить начало устойчивому процессу перемен, как в течение внешних обстоятельств, так и в сознании человека.
Эйваз
Эта руна уместна в ситуации, требующей решительных, активных, целеустремлённых действий, такой, как охота или просто поиск работы или жилья. В тёмной своей ипостаси Эйваз может применяться для "убийства" (шаманская охота за душой). Подобно Вуньо и Турисаз, она связана с волей – в том смысле, что помогает навязывать другим свою волю. Кроме того, эта руна символизирует Иггдрасиль, а следовательно, её можно использовать для шаманского путешествия в любой из девяти миров.
Перто
Перто, как и Кеназ, связана со знанием. Но если Кеназ ассоциируется, прежде всего, с интеллектуальным знанием (например, знанием того, как решить проблему), то Перто соотносится с памятью о тайных знаниях. Очень эффективна она в упражнениях, направленных на воспоминание прошлого. Она помогает установить связь с норнами, что чрезвычайно полезно в гадании, особенно тогда, когда требуется какое-нибудь "предсказание". Кроме того, Перто символизирует коллективное бессознательное и заключает в себе коллективную память северных народов, из кладезя которой я и сама извлекаю крупицы рунической мудрости.
Альгиз
Эта руна служит для воззвания к божественной защите. Если спроецировать её на четыре стороны света, образуется магическая ограда, по действию схожая с пентаграммой, применяемой в традиции Ремесла, но с большим акцентом на защиту. Среди прочего, Альгиз действует как щит в таких операциях, когда необходимо оградиться от вероятного ответного удара.
Совуло
В магии Совуло нередко используется как руна врачевания. Она усиливает любое исцеляющее заклинание. Единственная её специфическая функция состоит в том, чтобы усилить другие руны, насытив их солнечной энергией. Она помогает сосредоточиться и направить операцию в нужное русло.
Тейваз
Главная магическая функция этой руны – восстановление справедливости. Но Тейваз помогает только тому, кто отстаивает правое дело: виноватому не удастся с её помощью склонить чашу правосудия на свою сторону. Покровитель этой руны – Тюр, который, в отличие от Одина, олицетворяет собой беспристрастное и недвусмысленное правосудие. Сочетание Тейваз и Райдо в связанной руне поможет выиграть судебный процесс. Как и Турисаз, Тейваз связана с конфликтами – но, в первую очередь, конфликтами интеллектуального характера.
Беркана
Эта руна играет очень важную роль в женских мистериях. Она заключает в себе природные силы возрождения, обновления и роста. Кроме того, она тесно связана с шаманизмом. В магической практике Беркана помогает во врачевании женских болезней – таких, как расстройства менструального цикла, осложнения при беременности и трудные роды. Беркана – очень мягкая, нежная руна. Она ассоциируется с богиней земли Берхтой – покровительницей детей и матерей. Это одна из "повивальных рун", упомянутых в "Речах Сигрдривы".
Эваз
В магии эта руна помогает создавать и разрывать узы между людьми. Умело используя силу Эваз, можно управлять дружескими и любовными отношениями – как в благих, так и в дурных целях. К примеру, если два человека выступили против вас, объединив усилия, с помощью Эваз можно обратить их друг против друга. В таких ситуациях эффективно действует связанная руна, в центре которой стоит Эваз, справа присоединена Турисаз, обращённая вправо, а слева – Турисаз, обращённая влево. Боги-покровители этой руны – Фрейр и Фрейя, а также все прочие пары божественных близнецов.
Манназ
Манназ – одна из рун, связанных с силами разума и интеллекта. К её сфере относятся и речевое общение, и экзамены, и судебные процессы, и искусство ведения споров. Печать, включающая Манназ и Ансуз, даст интеллектуальное превосходство над соперником в диспуте. Кроме того, Манназ поможет выступить третейским судьёй или посредником в конфликте. Бог-покровитель этой руны – Хеймдалль.
Лагуз
Лагуз тесно ассоциируется с оккультными силами. Её название связано со словами logr и laukar, означающими "колдовство". Именно такова функция этой руны. Она открывает доступ к бессознательному других людей. Если визуализировать её между глазами человека, к которому вы обращаетесь с просьбой, то, скорее всего, он ответит согласием. Разумеется, подойти к управляющему банка и попросить у него миллион долларов было бы нелепостью, ибо практическая магия служит только разумным целям и ожидать от неё невозможного не следует. Но если вы обратитесь к начальнику с обоснованной просьбой повысить вам оклад, эта руна может сработать. Кроме того, Лагуз помогает привлекать любовь.
Ингуз
Благодаря своей форме руна Ингуз превосходно работает как врата в астрал; с этой целью её можно визуализировать на воображаемой двери или занавесе. Другое её магическое применение – интегрировать разрозненные компоненты в единое целое. Если изобразить внутри Ингуз другие руны, она послужит как сосуд, удерживающий в себе, связывающий воедино, хранящий и "вынашивающий" энергии этих рун до тех пор, пока не потребуется пустить их в ход. Англосаксонский вариант Ингуз – одна из лучших рун, с каких только можно начать построение печати или связанной руны, так как основная её функция – именно связывание.
Отила
Магический принцип Отилы – утверждение, укоренение и "заземление", то есть привязывание операции к физическому плану. В ритуалах эта руна служит для воззвания к её покровителю – Одину. Отила весьма уместна в коллективных магических ритуалах, так как порождает чувство сопричастности и единства. Это могущественное орудие, позволяющее связать людей воедино ради общей цели, а также обрести доступ к коллективной душе североевропейских народов.
Дагаз
Дагаз используется главным образом в целях изгнания и для придания объектам "невидимости". Если спроецировать её на четыре стороны света, образуется рабочая область "между мирами". С помощью Дагаз объект, образно выражаясь, переносится вовне, в пространство между светом и тьмой. Нескольких человек мне удалось научить заворачиваться в эту руну, что помогает стать "невидимым", то есть незаметным. Можете поставить и другой эксперимент: заверните в руну Дагаз какой-нибудь новоприобретённый предмет и посмотрите, заметят ли его ваши домашние.
Руны для магических операций маг должен изготавливать сам. Желательно выбрать древесину осознанно: одни деревья лучше подходят для одних целей, другие – для других. Стоит принять во внимание сообщение Тацита о том, что в древности использовались только плодоносящие деревья, – и в том, что касается гадания, такой выбор действительно себя оправдывает. Дикая яблоня и дикая груша – аборигенные деревья Северной Европы и превосходно работают в женских руках. Для магического же применения можно порекомендовать лесной орех, иву, рябину и берёзу. Лучше всего эти деревья подходят для так называемой лунной магии. Берёза хороша для чар плодовитости, ива – для тёмной женской магии, рябина лучше всего подходит для целительства, а лесной орех идеален как для гадания, так и для ведовства. Мужчинам для гадания и магии лучше подойдут ясень или тис; для вредоносных магических операций следует остановить выбор на тисе, причём желательно использовать древесину тиса, растущего на кладбище (тисы часто встречаются на старых кладбищах – это наследие языческой традиции).
Двенадцать палат
Число двенадцать, как и магическое число девять, играет в северной мифологии особую роль. В "Речах Гримнира" рассказывается, как конунг Гейррёд пытал Одина, посадив его между двух костров. Мальчик по имени Агнар сжалился над Одином и дал ему напиться воды. В благодарность Один поведал Агнару о двенадцати палатах Асгарда и обитающих в них богах. Эти двенадцать палат можно соотнести с двенадцатью зодиакальными знаками.
Бильскирнир
Это название означает "молния". Бильскирнир – палаты Тора, которого условно можно соотнести с Марсом. Поэтому палатам Тора я ставлю в соответствие знак Овна.
Трюмхейм
"Жилище грома", где обитает Скади, дочь Тьяцци. Эти палаты я соотношу с Тельцом.
Фолькванг
"Поле войска" – девять чертогов Фрейи. Здесь обитают павшие в битве воины, которых Фрейя отобрала для своих пиршественных залов. Фрейя входит в божественную близнечную пару, поэтому её палаты можно соотнести со знаком Близнецов.
Химинбьёрг
"Небесные горы" – обиталище Хеймдалля, стража радужного моста Бифрёст. Ему соответствует знак Рака. Хеймдалля называют "сияющим асом", а следовательно, можно отнести его к числу солнечных богов. Он также ассоциируется с руной Дагаз и летним солнцестоянием.
Брейдаблик
"Широкий блеск" – жилище прекрасного Бальдра, в которое не проникнуть никакому злу. Бальдр – солнечный бог, а знак Солнца, в котором всё обретает зримое проявление, – Лев. Таким образом палаты Брейдаблик я соотношу со Львом.
Сёкквабекк
"Поток времени и событий" – обиталище Саги, богини истории. Каждый день Сага и Один пьют из золотых чаш в этих палатах, и Сага поёт о богах и героях. Сагу отождествляют с Фригг, а палаты её можно поставить в соответствие знаку Девы.
Глитнир
"Чертог великолепия" – обиталище Форсети, бога правосудия, стремящегося уладить любое дело миром. Его палаты соответствуют знаку Весов.
Гладсхейм
Этот "сверкающий дом" принадлежит Одину, отцу богов. Здесь находится Вальхалла – чертог воинов, павших в сражениях. Соответствующий знак – Скорпион.
Идалир
"Долина тисов" – жилище Улля, бога-охотника и божественного лучника. Я соотношу эти палаты со Стрельцом.
Ландвиди
Жилище Видара, мстителя за гибель Одина. Видар – молчаливый бог: дар речи он обрёл лишь после того, как отомстил за Владыку Речи, Одина. Ландвиди означает "белая земля" или "широкая земля". Палаты Видара соответствуют знаку Козерога.
Валаскьяльв
"Палаты серебра" – чертог Вали, мстителя за гибель Бальдра. Пережив Рагнарёк, он возвещает зарю "новой эры". Его палаты соответствуют Водолею.
Ноатун
"Корабельный двор" – жилище Ньёрда, отца Фрейра и Фрейи. Ньёрд – бог моря и гаваней. Его соотносят с Нертус, Великой Богиней. Палаты его связаны со знаком Рыб.
Задумавшись о том, что северные народы древности могли иметь представление о зодиакальных созвездиях и знаках, зная их под германскими именами, невольно задаёшься вопросом – не были ли им известны и девять планет? Впрочем, три из этих планет были открыты астрономами лишь недавно. И тем не менее, соответствия налицо: девять планет, не считая Солнца и Луны, явственно связаны с девятью мирами. Мидгард – это, естественно, Земля. Позволю себе предположить, что Венера – это Альвхейм, Меркурий – Ванахейм, Марс – Свартальвхейм, Юпитер – Муспелльсхейм, Сатурн – Ётунхейм, Уран – Асгард, Нептун – Нифльхейм, а Плутон – Хель. Те, кто знаком с астрологией, поймут, на каком основании я провела эти соответствия. Но поскольку эта книга посвящена рунам, разрабатывать далее астрологические гипотезы мы не станем.
Девять миров
В этом разделе мы рассмотрим девять миров и руны, открывающие к ним доступ. Каждый из девяти миров связан со своим Стражем Порога. С каждым из миров соотносится также одна из девяти необратимых рун, не меняющих своей формы при повороте вдоль вертикальной оси. Вёльва в своём "Прорицании" утверждает: "Помню девять миров и девять корней", а Один в "Речах Высокого" говорит: "Девять песен [силы] узнал я от сына Бёльторна, Бестли отца". Всё это свидетельствует о том, что наши северные предки располагали тщательно продуманной системой соответствий между мирами и рунами.
Начнём с Асгарда – обиталища асов. После войны между асами и ванами здесь поселилось также несколько ванов, которых сородичи отдали асам в заложники. Правит Асгардом Один. Из рун ему соответствует Гебо, поскольку к сфере её значений относится обмен заложниками и так как доступ в Асгард обычно открывается только жертвой. Страж этого мира, к которому следует взывать и обращаться с просьбой о допуске, – Хеймдалль в своей функции стража порога.
Ванахейм – жилище ванов, и с просьбой о доступе в этот мир следует взывать к Фрейру. Ванахейм – ласковый, прекрасный мир, так как ваны – это божества мира и изобилия. Ключом к миру Ванахейм служит руна Ингуз в её функции астральных врат.
Фрейру принадлежит и Альвхейм – обиталище светлых альвов, природный мир плодородия, растений и животных. Страж Альвхейма – альв по имени Деллинг – ассоциируется с восходом солнца, так что из рун ключом к этому миру служит Совуло.
Эти три мира – высшие области Иггдрасиля, и попасть в них можно лишь средствами астрального путешествия. Со своей стороны, три нижних мира доступны лишь средствами шаманского путешествия. Три высших мира – небесные, три нижних мира – подземные.
Мидгард – это Земля, место обитания человечества. Страж и защитник Мидгарда – Тор, друг земледельцев и тружеников. Из рун с этим миром лучше всего соотносится Йера, так как её стихия – земля. Кроме того, Мидгард – единственный мир, подверженный времени, а время – ещё один из атрибутов Йеры. Поскольку мы живём на Земле, может возникнуть вопрос, зачем мы включили Мидгард в число возможных целей магического путешествия. Причина в том, что Мидгард – это область взаимодействия всех прочих миров, а также место, откуда начинаются все астральные и шаманские путешествия.
По обе стороны от Мидгарда расположены ещё два мира: Муспелльсхейм (мир созидательного и разрушительного огня) и Нифльхейм (мир созидательного и разрушительного холода). Муспелльсхеймом правит Сурт, которому предстоит уничтожить мироздание в день Рагнарёк. Искать доступа в этот мир не рекомендуется. Так как это – один из миров, связанных с огненным творением и огненной гибелью, с ним ассоциируется руна Дагаз.
Нифльхейм – царство, диаметрально противоположное Муспелльсхейму. Им правит дракон Нидхёгг. Этот мир тоже сочетает в себе функции творения и разрушения. Именно из Нифльхейма отчалит на последнюю битву Нагльфар, корабль мертвецов, у кормила которого встанет Локи. Этому миру соответствует Наутиз – руна ограничения, удерживающая обитателей Нифльхейма в отведённых им границах вплоть до назначенного часа. К тому же Наутиз – это оковы, которыми связан Локи.
Последние три из девяти миров – миры подземные. Свартальвхейм, название которого буквально переводится как "мир тёмных альвов", населён карликами – тёмными альвами, существами иной природы, нежели альвы светлые. Карлики – искусные мастера, но к асам и людям они относятся не очень дружелюбно. Заключить с ними сделку удаётся лишь путём долгих уговоров и угроз. Они жадны и коварны; в их владении находятся все сокровища земных недр – минералы и драгоценные камни. Правитель их – Модсогнир, а руна, связанная с этим миром, – Эйваз (правда, надо признать, что эту руну я соотнесла со Свартальвхеймом чисто интуитивно; в оправдание своего выбора могу сказать лишь, что связь остальных необратимых рун с соответствующими мирами неоспорима).
Миром Хель правит дочь Локи – богиня Хель. В этом мире можно обрести знания, доступные мёртвым. Отсюда Один вызвал дух мёртвой вёльвы. Но Хель всегда требует плату с тех, кто хочет войти в её царство! Руна, служащая ключом к миру Хель, – Хагалаз.
Девятый, последний мир – Ётунхейм – также враждебен человеку. Он населён великанами, олицетворяющими силы хаоса. Повелитель великанов – жестокосердный Трюм, заклятый враг Тора. Поскольку преобладающая стихия Ётунхейма – лёд, то с этим миром связана руна Иса.
Четыре стороны света
В большинстве магических традиций фигурируют стражи четырёх сторон света. Как правило, стражи эти не принадлежат к числу богов, а выступают представителями стихий. В традиции западных мистерий эту роль играют архангелы, а в системе Викки их именуют "Могучими" или "Владыками Сторожевых Башен". В скандинавской мифологии тоже обнаруживаются четыре представителя стихий со схожими функциями. Они перечислены в "Речах Высокого" (142-143):
Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и Один их вырезал,
Один у асов,
а Даин у альвов,
Двалин у карликов,
у ётунов Асвид,
и сам я их резал.
В этих строфах упоминаются различные существа, связанные с рунами. Карлики – кузнецы, работающие со стихией огня. Таким образом, Двалин – страж юга. Асвинд означает "друг асов"; это – одно имён Мимира. Великан Мимир представляет стихию земли и, соответственно, должен считаться хранителем севера. Один как представитель стихии воздуха, соотносится с востоком. Наконец, Даин связан со стихией воды и западом, так как альвы – это духи природы, тесно связанные с ванами, которые традиционно ассоциируются с западной стороной.
В футарке всего четыре руны, не являющиеся ни обратимыми, ни поворотными. Это Дагаз, Гебо, Ингуз и Иса. Каждая из них связана с одной из сторон света; заимствуя астрологический термин, можно назвать их "фиксированными рунами". Иса ассоциируется со стихией льда, с несколькими богинями и с одной из норн. Таким образом, её следует соотнести с севером. Ингуз связана со стихией земли, плодородием и близнецами-ванами – Фрейром и Фрейей. Следовательно, она представляет запад. Дагаз связана с огнём, но также и с воздухом, а название её означает "день", поэтому мы вправе соотнести её с востоком. Впрочем, можно считать руной воздуха и Гебо, трактуя её как дар богов и, в первую очередь, Одина; так что с равным успехом на востоке можно поместить и Гебо. В традиционной магии восток считается символом света и интеллекта; и то, и другое – атрибуты Одина. Тогда Дагаз оказывается руной юга, что тоже не лишено смысла: она связана со стихией огня, который можно истолковать и как жар полуденного солнца. В магических целях резоннее помещать Гебо на востоке, а Дагаз – на юге, хотя на самом деле выбор здесь зависит только от личных предпочтений.
Каждой из сторон света соответствует своё оружие: копьё Одина – северу, меч Тюра – востоку, молот Тора – югу, а топор Ньёрда – западу. Образы оружия в этом качестве применимы в магическом круге общего характера, – к примеру, в обрядах, приуроченных к полнолунию. Тацит указывает, что древние германцы действительно проводили магические ритуалы в полнолуние, но женская и мужская традиции были обособлены друг от друга и в каждой соблюдались свои особые обряды. Вдобавок, оружие того или иного рода можно использовать по выбору в ритуалах специального назначения – в зависимости от божества, к которому вы взываете. Можно составить и сугубо женский круг, использовав иные соответствия: северу будут соответствовать норны как ткачихи вирда, и нити или верёвки как магическое орудие; востоку – Фригг и прялка; югу – Идунн и яблоко; и, наконец, западу – Фрейя, символом которой служит ожерелье Брисингамен.
Ритуалы в северной традиции
Свидетельств того, что древние народы Севера исполняли ритуалы, схожие с бытующими в современном оккультном мире, до нас не дошло. Разумеется, как и в других земледельческих обществах, они соблюдали сезонные обряды, но сведения об этом слишком скудны, а вдобавок содержатся, главным образом, в поздних исландских источниках, и утверждать, что они были распространены по всем северным землям, мы не вправе. В Исландии эпохи позднего Средневековья праздничные сезонные обряды носили, по преимуществу, экзотерический характер: готи совершал блот (ритуал жертвоприношения) в присутствии всей общины. Об эзотерических ритуалах нам известно совсем немного, так что в основу этой главы я положила не только сведения, почерпнутые из исторических источников, но и плоды своих личных оккультных изысканий. Доказать правомочность последних я, разумеется, не могу, но заинтересованный читатель может сам проверить их на практике.
В чём заключается цель ритуала? Всякий ритуал имеет двоякое предназначение. Во-первых, он объединяет людей ради общей цели, а во-вторых – концентрирует групповую энергию для достижения этой цели. Эти функции присущи всем разновидностям магических обрядов, и нет оснований утверждать, что в северной магии дело обстоит иначе. Но один из недостатков, типичных для северных народов, – крайний индивидуализм, так что организовать и поддерживать в течение долгого времени рабочую группу нам нелегко. Очевидно, нашему темпераменту лучше соответствует одинокий путь шамана.
Рунический ритуал и языческий годовой цикл
Большинство сведений о праздниках, соблюдавшихся в северной традиции, донесли до нас исландские источники. Но праздники, упоминающиеся в этих источниках, носят в основном экзотерический характер: в связанных с ними торжествах участвовала вся община. Главных праздников отмечалось три: Торриблот (зимнее солнцестояние), Сиггиблот (весенний праздник, после которого воины отправлялись в поход) и праздник урожая, в ходе которого приносили в жертву всех лишних животных. Праздники, упоминаемые в германских источниках, лучше согласуются с английской системой, в которой отмечали дни солнцестояний и равноденствий. Поэтому я предпочла придерживаться германской традиции и выстроила систему, соответствующую широко известному циклу из восьми языческих праздников, но соотнесённую с рунами и скандинавской мифологией.
В данной системе отсчёт начинается с третьего этта. Первые три его руны – Тейваз, Беркана и Эваз – соответствуют первому языческому празднику – дню весеннего равноденствия. Этот праздник возрождения природы соотносится с рунами следующим образом: Тейваз – Небесный Отец, Беркана – Мать-Земля, а Эваз – новая жизнь (новорождённый жеребёнок). С опорой на эти соответствия можно разработать праздничный ритуал.
Следующий праздник известен в Англии как Бельтан, а в германской традиции – как Вальпургиева ночь. Бельтан и Вальпургиева ночь – священные праздники Фрейи, и руны, соответствующие им, – Манназ, Лагуз и Ингуз. Манназ символизирует интеллект, Лагуз – интуицию, а Ингуз – единство того и другого. Кроме того, Манназ обозначает мужчину, Ингуз – женщину, а Лагуз – силу притяжения, влекущую друг к другу две эти противоположности. Этот комплекс значений можно отобразить в ритуале символического священного брака Бога и Богини (в древнейшей германской традиции это Водан и Фригг). Для ритуала этого праздника подходит также любая пара божественных близнецов – Ньёрд и Нертус, Фрейр и Фрейя и т. п.
Следующий праздник – летнее солнцестояние. С ним связаны руны Отила, Дагаз и Феху. Отила символизирует Одина, а Феху – Фрейю (в древнейшей германской традиции Фрейя тождественна Фригг – обе эти богини объединены в образе Фрийи). Дагаз, руна летнего солнцестояния, символизирует убийство Бальдра и убывание солнца. Ритуал этого праздника можно построить на основе мифа о гибели Бальдра, в котором фигурируют и Один, и Бальдр, и Фригг.
Следующий праздник – Ламмас или, в кельтской традиции, Лугназад. Кельтский солнечный бог Луг, в честь которого назван этот праздник, сопоставим с Одином, а одна из рун этого праздника, Ансуз, символизирует Одина в его ипостаси вдохновенного поэта (вдохновение считается солярным качеством). Остальные две руны – Уруз и Турисаз – связаны с Тором и ассоциируются с грозой. Поэтому главное место в ритуале этого праздника занимает Тор. Турисаз ассоциируется также с великанами, которые в данном контексте олицетворяют неосвоённый, "сырой" материал человеческой психики.
Можно отметить, что в символику этого праздника включён элемент противостояния двух противоборствующих сил – Одина и великанов. Тору в данном случае отводится роль стоящего между ними щита (не следует забывать, что мать Тора – великанша, а значит, в нём присутствует нечто и от Одина, и от великанов). В ритуале Ламмаса может разыгрываться символическая битва за власть над солнечным светом, в которой Тор выступает против великана Хрунгнира. С равным успехом можно положить в основу ритуала состязание в мудрости, которое Один ведёт с великаном Вафтрудниром. Три руны, связанные с этим праздником, можно интерпретировать и на психологическом уровне: Уруз олицетворяет грубое, примитивное, страстное побуждение, Ансуз – высшие функции разума, а Турисаз – поле противоборства и взаимодействия между двумя этими началами.
Следующий праздник – осеннее равноденствие. С ним связаны руны Кеназ, Райдо и Гебо. В день осеннего равноденствия силы света и тьмы достигают равновесия. Если в день летнего солнцестояния солнце достигает высшей точки своего годового пути, а в день зимнего солнцестояния – низшей, то весеннее и осеннее равноденствия знаменуются прохождением солнца через точку середины. Поскольку одно из значений Гебо – равновесие между равными по силе противоположными началами, то в символике осеннего равноденствия эта руна весьма уместна. Кеназ и Райдо – знание и сознание – раскрывают сущность этих противостоящих сил. Ритуалом этого праздника может стать символическая инициация, которую Один прошёл на ветвях Иггдрасиля, между светом и тьмой, и которая открыла ему доступ на высший уровень сознания.
Следующий праздник – Хэллоуин (Самайн). Месяц, на который он приходится, англосаксы называли Blotmonath – "месяц крови". В этом месяце совершались ритуальные жертвоприношения, за которыми стояла весьма практичная цель: убивали всех лишних животных, обеспечивая тем самым запас пищи на зиму. Хэллоуин традиционно ассоциируется с мёртвыми и с "истончением завесы" между мирами жизни и смерти. Хагалаз – руна, открывающая доступ в подземный мир Хель, обиталище мертвецов. В Голландии и в некоторых областях Германии юноши в старину надевали маски и ходили по домам, пугая девушек и воруя всякие мелочи. Последний обычай именовался "правом кражи" и восходил к древнему ритуалу, в ходе которого все воины племени разыгрывали роли эйнхериев (героев). Современный возрождённый вариант Дня эйнхериев – День поминовения, который отмечают в 11-й день месяца Blotmonath, т. е. ноября. Оба праздника – и Хэллоуин, и День эйнхериев, – связаны со смертью и поминовением усопших, поэтому я сочла возможным слить их в один.
Руны, связанные с Самайном, – Вуньо, Хагалаз и Наутиз. Вуньо символизирует Одина в его ипостаси шамана, вызывающего дух мёртвой вёльвы и вообще способного беседовать с мертвецами; Хагалаз – руна вёльвы (haegtessa); а Наутиз олицетворяет крайнюю нужду, толкнувшую Одина на поиски толкования сна, приснившегося Бальдру. Весьма уместным для этого праздника будет ритуал, основанный на путешествии Одина в царство Хель и обращение за советом к вёльве; в качестве дополнения к ритуалу жрица может прочесть вслух "Прорицание вёльвы". Этот ритуал можно приспособить и для целей инициации. Наутиз символизирует также силу наступающей зимы, инеистых великанов и "огонь нужды".
***
Дальще интересно:
Ф. АСВИНН. РУНЫ И МИСТЕРИИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ - Глава 3-3
Источник: http://cosmoehzo.ucoz.ru/ |