Ф. АСВИНН.
РУНЫ И МИСТЕРИИ
СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ -
Библиография
Оглавление:
Ф. АСВИНН. РУНЫ И МИСТЕРИИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ
Библиография
Эзотерические книги о рунах
Elliott, R. W. V. Runes. Manchester: Manchester University Press, 1959.
Moltke, Erik. Runes and Their Origin in Denmark and Elsewhere. Опубликована в Дании, приобрести можно в лондонской организации "The Viking Society for Northern Research".
Page, R. I. An Introduction to English Runes. London: Methuen Co., 1973.
Рекомендуемые эзотерические книги о рунах
Howard, Michael. Wisdom of the Runes. Published by Rider.
Osborn, Marianne, and Stella Longland. Rune Games. Published by Routledge @ Kegan Paul.
Эзотерические книги о рунах для начинающих
Thorsson, Edred. Futhark: A Handbook of Rune Magic. Published by Thorsson.
Thorsson, Edred. Runelore. Samuel Weiser, 1987.
О магии
Carroll, Pete. Liber Null and Psychonaut. Samuel Weiser, 1987.
О шаманизме
Bates, Brian. The Way of Wyrd. Published by Century Publishing.
По северной мифологии
Auden, W. H., and P. B. Taylor, trans. The Poetic Edda. Published by Faber and Faber Ltd.
Branston, Brian. Gods of the North. Published by Thames and Hudson.
The Brothers Grimm. Teutonic Mythology. Published by Bell, London, 1884-1888.
Davidson, H. R. Ellis. Gods and Myths of Northern Europe. Hammondsworth: Penguin, 1964.
Geurber, H. A. Myths of the Norsemen. Published by George G. Harrap.
Gundarsson, Kveldulfr. Teutonic Magic. St. Paul, MN: Llewellyn Publications, 1990.
Gundarsson, Kveldulfr. Teutonic Religion. St. Paul, MN: Llewellyn Publications, 1993.
Holland, Kevin Crossley. The Norse Myths. Middlesex, England: Penguin, 1980.
Rydberg, Victor. Teutonic Mythology. Published by Swan Sonnenschein, 1889.
Sturluson, Snori. (Jean I. Young, Trans.). The Prose Edda. Berkeley: University of California Press, 1954.
Tichenel, Elsa-Brita. The Masks of Odin. Published by Theosophical University Press.
По истории
Derolez, R. L. M. De Godsdienst der Germanen.
Farwerck, F. E. Noordeuropese Mysterien en hun sporen tot heden. Published by Ankh Hermes, Deventer, Holland.
Simek, R. Dictionary of Northern Mythology.
Tacitus, Cornelius. (H. Mattingly, Trans.). Germania. Middlesex, England: Penguin, 1970.
Прочая рекомендуемая литература
Grundy, Stephan. Rhinegold.
Nastrom, Britt-Mary. Freyja the Great Goddess of the North. Published by University of Lund Sweden.
Paxson, Diana. The Wold and the Raven – Dragons on the Rhine – Lord of Horses. A trilogy published by William Morrow and Company, New York.
СПРАВОЧНИК ТЕРМИНОВ
А
АВРАД – на о. Готланд выплата ближним родственникам продавца земли, если покупают ее дальние.
АДАЛЬХЕНДИНГ (букв. "благородная рифма") – точное совпадение всех звуков ударного слога, охватывающее как согласный, так и предшествующий ему гласный; применяется в четных строках скальдической висы.
АЛГИЗ (букв. "лось") – пятнадцатая руна футарка, руна защиты.
АЛ-МАДЖУС – см. мадхус.
АЛ-УРДУМАНИЙА – см. урдуманийа.
АЛЬВЫ – низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. В "Старшей Эдде" альвы противопоставляются высшим богам – асам (часто повторяется формула "асы и альвы"), иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой – с ванами. В "Младшей Эдде" говорится о делении альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых): "Немало там [на небе] великолепных обиталищ. Есть среди них одно – Альвхейм. Там обитают существа, называемые светлыми альвами. Темные альвы живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные – чернее смолы". В героической "Песни о Вёлунде" ("Старшая Эдда") чудесный кузнец Вёлунд называется князем альвов.
АЛЬМЕННИНГ – горные пастбища, леса и воды, в том числе фьорды и море, входившие в состав общинных владений. Этими угодьями имел право пользоваться каждый. Позже право на альменнинг получил король. Впрочем, это право не носило характера неограниченной собственности, так как сочеталось с правами крестьян совместно пользоваться альменнингом. В то же время король мог подарить часть земли, и тогда она переставала считаться альменнингом. В этом случае тот, кто получил землю в подарок, должен был в течение 12 месяцев ее огородить. Впоследствии никто не имел право передвигать изгороди.
АЛЬН – мера длины, равнялась 52-64 см.
АЛЬТИНГ – 1) центральный орган самоуправления в древней Исландии, общее собрание свободных бондов. Учрежден в 930 г., собирался в местечке Тингвеллир, начинался между 18 и 24 июня и длился 2 недели. Открывался обычно в четверг – день Тора. Обязанность посещать альтинг распространялась на всех свободных мужчин, имевших имущество определенных размеров. Уклонявшиеся от посещения альтинга должны были платить выкуп. Малоимущие от посещения освобождались. На альтинге сроком на три года избирался специальный законоговоритель. Его обязанностью было помнить все законы и ежегодно оглашать треть из них перед народом со Скалы Закона. Это право сохранялось вплоть до XII в. в устной традиции. На альтинге разбирались спорные тяжбы, которые не нашли решения на местных тингах. В начале XI в. был учрежден суд для разбирательства дел о взяточничестве и нарушениях процесса. Позднее возник церковный суд для разбирательства проступков, совершенных духовными лицами. Именно альтинг являлся важнейшим и единственным центром культурной и общественной жизни исландского народа. Остальное время года население Исландии жило на обособленных хуторах. Первый альтинг действовал до 1799 г., после чего был расформирован и заменен на Высший суд, однако в 1844 г. был восстановлен в своих правах. Первый легендарный законоговоритель – Ульвльот (нач. X в.); 2) (совр.) законодательный орган в Исландии. Состоит из 63 человек (до 1984 г. – из 60), которые избираются на 4 года путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования на основе пропорциональной системы представительства; 2/3 депутатов образуют нижнюю палату, остальные верхнюю.
АМТ (совр.) – административно-территориальная единица в Дании, всего 14 амтов.
АМТМАНН (совр.) – управляющий в амте, назначаемый королем.
АНСУЗ (букв. "ас") – четвертая руна футарка, руна связана с асами.
АР (букв. "весло") – территориальное подразделение в Рудене.
АРВ – 1) недвижимость бонда; 2) общее наследство.
АРМАНН – должностное лицо конунга, ведал штрафами и поборами до появления института сюсломаннов.
АСИНЬИ – богини. Подробнее см. асы.
АСК (букв. "ясень") – большое военное судно вместимостью до 100 человек. Его обшивка, видимо, делалась из ясеня. На таких асках норманны делали нападения на Саксонию и Фрисландию и назывались по ним аскеманнами.
АСКЕМАННЫ (букв. "ясеневые люди") – так жители Саксонии и Фрисландии называли викингов, совершавших набеги на их территории. Происхождение термина неясно. Возможно, жители считали, что корабли нападавших на них воинов были сделаны из ясеня и назывались асками.
АСЫ – основная группа богов, возглавляемая Одином (отцом большинства асов), иногда – обозначение богов вообще. Асы противопоставляются ванам, ётунам, цвергам и низшим женским божествам – дисам, норнам, валькириям. В "Старшей Эдде" часто встречается формула "асы и альвы", как противопоставление асов, высших богов, более низкой категории – духам, альвам. Асы живут в небесном селении Асгард. В "Младшей Эдде" перечисляется 12 асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги (бог поэзии), Хеймдалль (небесный страж богов), Хёд, Видар (бог лесов), Али (или Вали), Улль (бог охоты), Форсети (хранитель правды), Локи. Помимо них называются Бальдр и Фрейр, в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомянуты, пропущен Хёнир, который в "Старшей Эдде" неизменно присутствует в странствующей троице Асов (Один – Локи – Хёнир). Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра, которые являются по происхождению ванами, и отсутствие Хёнира объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к асам, а Хёнир перешёл к ванам в качестве заложника от асов. "Младшая Эдда" перечисляет также 14 богинь ("асинь"): Фригг, Сага (богиня сказаний), Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Сьёвн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, и в заключение причисляет к богиням также Ерд и Ринд. В мифах фигурируют главным образом Фригг и Фрейя, очень редко Гевьон и Фулла. Но, кроме того, в числе жён асов весьма часто упоминаются Сив – жена Тора и Идунн (богиня юности) – жена Браги, а также Скади (дочь великана) – жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти своего отца. После войны асов и ванов асы ассимилируют ванов. Включение слова "ас" в собственные имена у различных германских племён и упоминание Иорданом культа асов у готов свидетельствует об общегерманском распространении представления об асах до принятия германцами христианства. В ряде средневековых источников (в "Прологе" к "Младшей Эдде", в "Саге об Инглингах") рассказывается о происхождении асов из Азии. Этимология слова "асы" восходит, по-видимому, к мифологическим представлениям о каких-то духах или душах в теле (особенно в момент беспамятства и смерти) и о душах умерших. Указанная этимология более всего подходит к характеристике Одина, который рассматривается как главный ас.
АТТУНГСЛАНД – участок земли, равный приблизительно 1/2 маркланда.
Б
БАГЛЕРЫ (от bagall – епископский жезл) – противники короля Сверрира и биркебейнеров в гражданских войнах в Норвегии в конце XII – начале XIII вв. Борьба баглеров с биркебейнерами продолжалась и после смерти Сверрира (1202 г.), завершившись примирением их руководителей в конце 20-х гг. XIII в.
БАЛКАРЛАГ – четырехсложный скальдический размер, напоминающий дротткветт, в котором отсутствует приращение; возможно, представляет собой изобретение Снорри Стурлусона (за пределами "Перечня размеров" не встречается).
БАРОНЫ – лендрманны и королевские уполномоченные, которых стали называть баронами при Магнусе Хаконарсоне во второй половине XIII в. Правда, в это время бароны уже не пользовались той властью, которая принадлежала ранее лендрманнам.
БАУТЕСТЕНАР – стелы, которые возводились над захоронениями.
БЁРДСРЭТТ – по "Вестгёталагу", право первой покупки земли. Этим правом владели наследники и другие члены рода, если прежний владелец не мог сохранить землю. Это право имело в своей основе стремление сохранить землю в роде.
БЕРЕЗОВОНОГИЕ – см. берестеники.
БЕРЕСТЕНИКИ, "биркебейнеры", "березовоногие" – прозвище, данное повстанцам, сподвижникам Эйстейна Девчушки. Пока они укрывались в лесах от войска законного конунга, одежда у них износилась, и им пришлось завертывать ноги в бересту. Они сохранили это прозвище и впоследствии, когда достигли при Сверрире власти и богатств.
БЕРКАНАН (букв. "береза") – восемнадцатая руна футарка, руна плодородия.
БЕРКОВЕЦ – мера веса, приблизительно 160 кг.
БЕРСЕРК (букв. "медвежья шкура") – воины-герои, обладающие сверхчеловеческой силой и яростной жаждой битв, иногда – разбойники. Насколько можно судить, важнейшей составляющей искусства берсерков было использование психотропных средств – в частности, метионина, содержащегося в отваре из мухоморов. Применение этого препарата приводило к относительно кратковременным вспышкам воинственного безумия: человек не испытывал боли от ран, терял чувство страха и осторожности, проявлял повышенную силу и явные признаки помрачения рассудка (вой, пена на губах и т. д.). После подобного приступа наступала фаза релаксации, когда воин вынужден был восстанавливать практически полностью исчерпанные силы организма. Термин предельно явственно указывает на изначальную связь института берсерков с оборотничеством и магией. Убеждение в том, что берсерки обладают способностью превращаться в волков и медведей, было всеобщим. Берсерки составляли целую прослойку в обществе.
БЕРСЕРКЕРСТВО – исступленное состояние и жажда крови, во время битв. Воинов, входивших в это состояние, называли берсерками.
БИНДЕРУНА (букв. "связанная руна") – совмещенные, сросшиеся в одном знаке несколько рунических символов (от 2 до 5 и более). Как правило, к центральной вертикальной черте одной руны добавлялись боковые черты всех остальных символов, входящих в слово или в сочетание знаков. Применялась для сокращения длины надписи, для тайнописи.
БИРКЕБЕЙНЕРЫ – см. берестеники.
БЛОТ – кровавые языческие жертвоприношения; проводились раз в девять лет. Наиболее полно об этой церемонии рассказывает Адам Бременский: "В жертву приносились девять животных мужского пола от каждого вида тварей, и существовал обычай умилостивить богов их кровью. А тела их подвешивались в роще возле храма. Роща была настолько священной для язычников, что они считали божеством каждое дерево, потому что на них умирали жертвы. На этих деревьях вешали и собак, и лошадей, и людей, и один христианин рассказал мне, что видел, как семьдесят два трупа висели таким образом рядом друг с другом".
БОНДЫ – основной социальный слой Скандинавии: свободные люди, имевшие хозяйство. Первоначально этот термин обозначал домохозяина, затем, когда возникло различие между жителями города и сельской местности, он стал прилагаться к крестьянам. Однако в памятниках XII и XIII вв. бондом обычно называется не всякий сельский житель, но лишь домохозяин, владелец усадьбы, глава семьи, в отличие от человека, лишенного земельной собственности или своего жилища. Среди бондов были богатые, крупные собственники, и мелкие, обедневшие люди. Критерий зажиточности в разных областях Норвегии был неодинаков. Например, в Юго-Западной части страны обеспеченным считалось хозяйство с шестью коровами. В других районах Норвегии эта норма была несколько ниже.
БОНДЫ КОРОЛЕВСКИЕ – мелкие землевладельцы, державшие непосредственно от короля.
БОРГАРТИНГ – областное собрание на юго-востоке Норвегии, в Вике, включавшее области вокруг Осло-фьорда. Численный состав неизвестен. Сохранились фрагменты от судебника "Законы Боргартинга".
БРАКТЕАТ – типичное украшение конца эпохи Великого переселения народов и Темных веков в Скандинавии. Представляло собой штампованную из тонкого листа золота круглую пластинку с припаянной втулкой для продевания шнурка или веревки. Доминирующим мотивом декора оставалось профильное изображение головы (реже всего тела) Тора с коротко остриженными и стоящими дыбом волосами, плотно сжатыми губами и выпученными глазами. Принадлежащие ему козлы, свастики и рунические надписи дополняют декоративное заполнение большинства брактеатов.
БРИСИНГИ, бристлинги – в скандинавской мифологии таинственные владельцы чудесного золотого ожерелья Брисингамен, которое страстно желала иметь богиня плодородия Фрейя. Чтобы заполучить его, она заплатила своей любовью всем четырем карликам — Альфригу, Двалину, Берлингу и Греру, изготовившим украшение.
БРИСТЛИНГИ – см. брисинги.
БРОЙГНЕ – вид длинной кольчуги.
БРУНМИГИ – один из видов троллей, живет у ручьев и гадит в источники.
БРЮТИ – должностное лицо конунга.
БУДКАФЛ – бирка, сообщение. Ее вырезали, видимо, из дерева, когда по какому-нибудь случаю в херад приходил королевский приказ, совершалось убийство или встречались другие важные дела. Бирку посылали во всякую четверть херада для приглашения херадных домовладельцев на тинг. Будкафла должна была идти прямо вперед, а не назад, так что если приходила в деревню с востока, то продолжала путь на запад, если с юга, то отправлялась на север. Все поселяне и деревенские жители обязаны были носить ее, исключая вдов, не имевших сыновей свыше 15 лет. От этого же освобождались коссаты. Вырезанные руны или буквы показывали, зачем надо собираться. Закон налагал денежную пеню на того, кто положит будкафлу или испортит ее.
БЬЯРМОНЫ, бьярмы – жители Бьярмии.
БЮГД – заселенная местность, ограниченная естественными рубежами или необитаемым пространством. Бюгды состояли из нескольких родовых усадеб, связанных общими религиозными, юридическими и оборонительными интересами. Бюгды объединялись в херады, те составляли фюльки или рики.
БЮРГЕРЫ – городское население.
БЮРДИНГЕР – купеческое судно вместимостью до 20 человек.
В
ВАЙДЕЛОТЫ – жрецы-хранители легенд и преданий.
ВАЛЬКИРИИ (букв. "выбирающие мертвых") – девы-воительницы, жрицы Одина, которые отбирали предназначенных к гибели воинов и на волшебных летающих конях уносили души павших в небесный чертог Одина – Вальгаллу, где прислуживали им – подносили питье, следили за посудой и чашами. В "Речах Гримнира" ("Старшая Эдда") дается перечень валькирий: Хильд ("битва"), Херфьётур ("путы войска"), Хлёкк ("шум битвы"), Труд ("сила"), Христ ("потрясающая"), Мист ("туманная"), Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль (Гейр), Гейрахёд (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид, Регинлейв.
ВАНЫ – группа богов плодородия, влаги, мореплавания. Им приписываются кровосмесительные связи между братьями и сестрами, колдовство (т. н. сейдр) и пророческий дар. К числу ванов относятся главным образом Ньёрд (бог моря) и его дети – Фрейр и Фрейя, наделенные магическим пророческим даром. Жилище ванов обозначается Снорри Стурлусоном в "Младшей Эдде" как Ванахейм, но в другом месте он же называет жилище Фрейра Альвхейм, что свидетельствует о смешении ванов с альвами. Ваны противопоставлены другой группе богов – асам в мифе о первой войне, о которой рассказывается в "Прорицании вёльвы" ("Старшая Эдда"), в "Младшей Эдде", "Саге об Инглингах", в "Деяниях датчан" Саксона Грамматика. Исследователи предполагают, что в мифе о войне нашла отражение борьба культов местных и пришлых племен (возможно, индогерманских завоевателей), или различных социальных групп древнегерманского общества.
ВАПНАТАК – процедура одобрения или утверждения решений тинга посредством поднятия вверх оружия всеми участниками собрания. Принятое таким путем решение считалось окончательным и нерушимым.
ВАРАНГИ – так в Византии называли викингов.
ВАРБЕЛГИ (букв. "оборванцы") – крестьянское движение, действовавшее на территории Норвегии в 1190 г.
ВАРГ – изгнанник, вынужденный жить в лесу, как дикий зверь.
ВАРТИНГ – областной тинг, собиравшийся весной.
ВАРЯГИ – норманнские (в основном шведские) воины, служившие у византийских императоров, также – собирательное обозначение скандинавов в древнерусских источниках. Термин "варяги" возник, видимо, в конце IX – начале X вв. Византийские источники не упоминают варягов до 1034 г., но, как предполагается, дружина варягов была уже у императора Василия II (976-1025). После норманнского завоевания Англии в 1066 г. варягами были в основном англичане. Со 2-й половины XII в. термин "варяги" вытесняется конкретными названием отдельных скандинавских народов.
ВЕЙЦЛА (букв. "пир", норв.) – 1) пир, который задавал в своих усадьбах конунг либо население в честь конунга. В обязанности управляющих королевскими усадьбами – арманнов – входило устраивать такие пиры во время пребывания конунга с дружиной. На пир конунг обычно приглашал местных хёвдингов и наиболее влиятельных бондов, с которыми следовало поддерживать дружбу. Устраивать вейцлу считалось непременной повинностью населения. Конунг мог отблагодарить за гостеприимство, пожаловав земельное владение и высокое достоинство лендрманна; 2) владения, "кормления", представлявшие собой округа, население которых должной было поставлять продовольствие и угощение конунгу или знатному человеку, получившему от конунга право на сбор этих угощений. Такое право конунг обычно передавал своим приближенным с целью вознаградить их за службу или могущественным людям, которых он хотел привлечь на свою сторону. Пожалование, по крайней мере, даже в XII в. не предполагало какой-либо определенной вассальной службы. Харальду Прекрасноволосому приписывается введение системы раздачи вейцл местным правителям – херсирам: каждый херсир должен был получать вейцлу доходностью в 20 марок и выставлять по приказу конунга 20 воинов за свой счет. Пожалование вейцлы было сопряжено с дарованием прав лендрманна. Вейцла не передавалась в наследственную собственность. Пользоваться доходами с нее можно было, очевидно, только до тех пор, пока оставались в живых пожаловавший и получивший пожалование. Однако часто, если не всегда, вейцла возобновлялась, поэтому сохранялась в руках одного и того же хёвдинга или его семьи при различных правителях, саги об этом упоминают многократно. Приближенные получали неодинаковые по ценности вейцлы, его величина зависела от положения при дворе или на службе у конунга. В уставе о королевской свите ("Хирдскра") отмечается, что, наделяя своего приближенного всеми правами, связанными с достоинством лендрманна, конунг одновременно жалует ему такую вейцлу, которая подобает лендрманну по праву, а именно – вейцлу доходностью в 15 марок. Определенные размеры вейцлы устанавливаются только в XIII в. Согласно "Хирдскре", лендрманнам, окольничим и знаменосцу полагались вейцлы в 15 марок, канцлеру – в 10. В "Королевском зерцале" упоминаются дружинники короля, имевшие вейцлы в 12 эйриров, 2 или 3 марки. "Хирдскра" особенно подчеркивает положение о неотчуждаемости вейцл и других владений, пожалованных конунгом. Ему принадлежит исключительное право распоряжаться вейцлами. Ярлу запрещалось дарить переданные государем земли, он мог лишь разрешать временное пользование. В "Законах Гулатинга" указывается, что продавший землю вейцлы считается вором; 3) самоназвание налога, включавшего в себя все доходы с территории, на которую распространялась вейцла. Подобный налог лендрманн или другой получатель вейцлы мог требовать с бондов (и лейлендингов) вместо посещения пиров. Эту дань собирали в виде продуктов. В некоторых районах Норвегии сбор вейцлы со временем приобрел характер уплаты регулярного налога. Лит.: А. Я. Гуревич. Крестьянство средневековой Норвегии.
ВЕЙЦЛАМАНЫ – служилые люди конунга, которым даровались вейцлы. Вейцламанн не обязательно становился лендрманном, тем не менее, его влияние на подчиненное населением было так же велико.
ВЁЛЬВА – прорицательница, практикующая магию.
ВЕРГЕЛЬД (букв. "военное золото", "золото войны") – натуральный или денежный штраф, платившийся в качестве искупления родичам убитого. Выплата вергельда, оговоренного обычаем или устраивавшего родственников, снимала необходимость кровной мести с их стороны. Отсюда позднейшее славянское "вира" с тем же значением.
ВЕРИНГИ – см. варяги.
ВЕРМЫ – жители Вермланда (области в Швеции).
ВЁРСЫ – жители Вёрса.
ВЕСТМАНЫ – жители Вестманланда.
ВЕСТЪЁТЫ – жители южной части Швеции, Ёталанда.
ВЕТТ – определенный вес, 1/24 берковца.
ВЕТТИРЫ – сказочные подземные жители.
ВИДКЕННИНГ – термин неясного значения. Возможно, разновидность кеннинга.
ВИК – 1) торговый центр; 2) бухта, залив.
ВИКИ-ВАКИ – песня и пляска. Женщины попарно с мужчинами разделялись на отделы, и каждый, несколько помолчав, запевал свою песню, припев которой подхватывали все пляшущие.
ВИКИНГИ – воины, выходцы из Скандинавии, участники морских походов в конце VIII – середины XI вв. Викингами их называли в скандинавских странах, на Руси они были известны как варяги, в Западной Европе как норманны. Происхождение слова "викинг" (vikingr) до сих пор неясно. Ученые долгое время связывали этот термин с названием области Норвегии Вик (Viken), прилежащей к Осло-фьорду. Но во всех средневековых источниках жителей Вика называют не "викингами", а иначе (от слова vikverjar или vestfaldingi). Некоторые считали, что слово "викинг" происходит от слова vik – бухта, залив; викинг – тот, кто прячется в заливе. Но в таком случае оно может быть применено и к мирным купцам. Наконец, слово "викинг" пытались связать с древнеанглийским wic (от лат. vicus), обозначавшим торговый пункт, город, укрепленный лагерь. Сейчас наиболее приемлемой считается гипотеза шведского ученого Ф. Аскеберга, считающего, что термин происходит от глагола vikja – "поворачивать", "отклоняться". Викинг, по его толкованию, – это человек, который уплыл из дома, покинул родину, т. е. морской воин, пират, ушедший в поход за добычей. Любопытно, что в древних источниках этим словом чаще называли само предприятие – грабительский поход, чем человека, участвующего в нем. Причем строго разделялись понятия: торговое предприятие и грабительское предприятие. В глазах скандинавов слово "викинг" имело отрицательный оттенок. В исландских сагах XIII в. викингами называли людей, занятых грабежом и пиратством, необузданных и кровожадных.
ВИНАРТОДДИ – подать конунгу в йоль, в нее входили мера солода с каждого очага и окорок трехгодовалого бычка.
ВИРДЫ – жители Веренда (области в Швеции).
ВИРИДЕНЫ – название гренландцев, упоминаемое анонимным автором "Истории Норвегии".
ВИСА – поэтическое произведение.
ВУНЬО (букв. "радость") – восьмая руна футарка, руна радости.
Г
ГАЛЬДР – колдовские заклинания.
ГАЛЬДРАЛАГ – размер заклинаний, используемый в некоторых эддических песнях, например, в "речах Скирнира" и характеризующийся повышенной звуковой упорядоченностью.
ГАУТЫ – см. геты.
ГЕАТЫ – см. геты.
ГЕБО (букв. "дар") – седьмая руна футарка, руна божественного дара.
ГЕЛЬД – выкуп, плата воинам.
ГЕНГЭРД – один из видов налога, обязанность населения снабжать короля и сопровождавших его лиц, а также королевских должностных лиц и епископов с их свитами продуктами и фуражом.
ГЕСТЫ – см. гости.
ГЕТЫ, геаты, гауты, ёты – племя, населявшее север Скандинавии (по другой версии – южно-шведское племя).
ГИВРИ, гиогра – жена уйтула.
ГИОГРА – см. гиври.
ГОДИ (исл. "достойный") – вождь, глава годорда, жрец, содержащий местное капище в Исландии. Первоначально исполнял религиозные функции, которые дополнялись социальными. После принятия христианства жреческие обязанности ушли в прошлое, но институт годи и годорда остался. Одной из основных функций годи было устраивать тинги. Годи назначали судей на весенние тинги, а также заседали в Логрехте на альтинге.
ГОДОРД – округ в Исландии, всего их было 48.
ГОРД – отдельный двор, устойчивый комплекс жилых и хозяйственных построек с пашней и отчасти с угодьями: лугом, рыбными ловлями, участком леса. Большинство гордов населяли индивидуальные семьи свободных крестьян – бондов.
ГОСТИ (воен.) – дружинники, которых конунг посылал с поручениями, и которые занимали менее привилегированное положение, нежели его телохранители.
ГОФМЕЙСТЕР – см. дротс.
ГРАМР – предводитель дружины.
ГРАНИИ – жители фюлька Гренланд.
ГРЕНЛАНДЦЫ – эскимосы, коренное население Гренландии. Численность – около 50 тыс. человек, из них 47 тыс. живет в Гренландии, 3 тыс. – в Дании. По одной из версий, именно эскимосы стали причиной гибели в XIV-XV вв. норманнских колоний на острове. Большая часть гренландцев – эскимосы Западной Гренландии, выделяются группы полярных эскимосов на крайнем северо-западе и восточных эскимосов. Говорят на эскимосском языке. С начала XVIII в. подверглись датской колонизации. Процессу этнической консолидации способствует получение гренландцами автономии в 1979 г.
ГРИД – обозначение дружины в Швеции.
ГРИМ – см. фоссегрим.
ГРУНДРЕГАЛЕН – земельная регалия, верховное право государя на территорию государства.
ГУЛАТИНГ – высшая судебная инстанция в юго-западной Норвегии, в области Гулатинглаг. Численность тингманов, обязанных ежегодно собираться на этом тинге, согласно полностью сохранившимся "Законам Гулатинга", определялась примерно в 400 человек, постановлением Магнуса Эрлингссона в 60-е гг. XII в. была сокращена до 250, причем сокращение коснулось всех фюльков. В это число не включались духовные лица и лендрманы. Население фюльков, из которых отправлялись тингманы, должно было снабжать их продовольствием сообразно размерам своего имущества, а уклонявшимся от этого взноса грозил штраф. В зависимости от местоположения фюлька продовольствие выдавалось на срок от одного до полутора или даже двух месяцев.
ГУТЫ – жители Готланда.
Д
ДАГАЗ (букв. "день") – двадцать третья руна футарка, руна света.
ДАЛЕКАРЛИЙЦЫ – жители провинции Даларна.
ДАНЕГЕЛЬД – выкуп, заплаченный англичанами датчанам.
ДАНЕЛАГ – см. Данело.
ДАНЕЛО, Денло, Данелаг – т. н. "область датского права" на территории Англии, где действовали законы данов. Формально область образовалась в 886 г., хотя даны стали селиться на британских островах гораздо раньше. Денло просуществовал фактически до завоевания Англии норманнами.
ДАНЫ – германское племя. Населяли юг Скандинавского полуострова. В V-VI вв. заселили острова Датского архипелага и Сев. Ютландию. Составили ядро формировавшейся датской народности.
ДАР – плата за допуск, которую ландбу, согласно "Ландслагу", должен был вносить землевладельцу раз в 6 лет при перезаключении договора о держании на новый срок. Как показывают областные законы, при заключении договора о держании в первый раз ландбу должен был, кроме обычного "дара за усадьбу", заплатить землевладельцу еще так называемый "дар дружбы". В Эстъёталаге точно фиксировалась величина этих "даров" за 1 аттунг земли за 6 лет держания: "это – законный "дар": один бык или одна корова за шесть лет посева за [каждый] аттунг".
ДАТЧАНЕ – основное население современной Дании. Этноним "датчане" исторически не совсем верный. "Датч" – это этимологически то же слово, что Deutsch, то есть самоназвание немцев; англичане называют Dutch голландцев (Duitse – их же старое самоназвание, ныне обычно Nederlander). Страна называется Дания, Данмарк, а древнее название этого народа – даны. Случай такой подмены этнонимов не единственный, в силу близкого родства народов.
ДЕНЛО – см. Данело.
ДЕРЕВЕНСКАЯ МЕРА – надел, принадлежавший каждому шведскому землевладельцу в деревне и составлявший его постоянную долю при переделах приусадебных участков, пахотной земли и лугов (а иногда и леса, в случае его раздела).
ДЁГР – единица измерения времени во времена норманнских мореходов, продолжительность которого до сих пор неясна. Предполагается, что эта единица соответствует или длине суток, или длине дня, или более неопределенно – продолжителньости рабочего времени плавания в течение каждых суток.
ДИИ – одно из названий языческих богов. В древнескандинавской мифологии – двенадцать жрецов, которые должны были совершать жертвоприношения и судить народ.
ДИКАЯ ОХОТА – группа призрачных всадников-охотников со сворой собак, несущихся по земле или небу. Кавалькаду возглавляет главный бог скандинавского пантеона Один. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет. Миф известен во многих странах, особенное распространение получил на севере Европы.
ДИСТИНГ – тинг, собиравшийся в Уппсале для жертвоприношений дисам, языческим богиням плодородия. Упоминается в Уппландслаге, где говорится об особом "мире дистинга", который должен был наступать в "день дистинга", т. е. 2 февраля. В это время запрещалось, возбуждать судебные иски.
ДИСЫ – женские существа, считавшиеся помощницами при родах и имевшие, возможно, отношение к культам плодородия; в "Старшей Эдде" служат обозначением норн и валькирий. Богиня Фрейя однажды (в "Младшей Эдде") названа "дисой ванов".
ДОВРЫ – жители Доврафьялль.
ДОЗОРНАЯ СЛУЖБА – обязанность жителей ландов по охране морского побережья в случае вражеского нападения. Дозорную службу исполняли только бонды и "оседлые люди", но не неоседлые не женщины. Система охраны состояла из двух или трех сторожевых линий, в зависимости от региона: "горного дозора", "берегового дозора" и "деревенского дозора".
ДОМАРРИНГЕН – т. н. "судейские ограды", вид сожжений.
ДОТТИР (букв. "дочь") – приставка некоторых скандинавских фамилий, в подавляющем случае – исландских.
ДРАККАР (букв. "дракон") – гребно-парусное беспалубное судно длиной до 40 м, шириной около 6 м, со съемной мачтой высотой 12 м, над которой поднимался прямоугольный парус площадью 70 м. Корпус изготавливался из досок, соединенных внакрой. Тридцать четыре пары весел длиной 5,5 м пропускались через отверстия в фальшборте. Команда при переходе в открытое море была разделена на две вахты. Судно управлялось одним рулевым веслом с коротким поперечным румпелем, установленным на правом борту. Массивные загнутые штевни украшались изображениями голов воинов и фантастических животных, например, драконов (отсюда – название). В 1880 г. удалось реконструировать найденную вблизи фермы Гокстад ладью викингов. В 1893 г. вновь построенное судно (длина – 23,8 м, ширина – 5,1 м, водоизмещение – 28 т) с экипажем в 13 человек за 40 дней под парусом совершило переход из Норвегии в Чикаго.
ДРАПА – парадная скальдическая песнь, включающая в себя особый формальный элемент, так называемый стев, который делит на равные сегменты среднюю часть песни и, тем самым, отграничивает ее от двух других частей – вступления и заключения.
ДРЕНГИ – согласно "Младшей Эдде", 1) лишенные надела юноши, добывающие себе богатство или славу, 2) те, кто служит могущественным людям либо бондам.
ДРЕНГИ КОРОЛЕВСКИЕ – согласно "Младшей Эдде", те, кто служит правителям.
ДРОТС – регент в Швеции, управлявший государством, высшее должностное лицо. Впервые дротс упоминается в 1276 г. Обычно эту должность занимали крупные феодалы.
ДРОТТИН – верховный правитель, фактически то же, что и конунг.
ДРОТТИНГА – жена дроттина.
ДРОТТКВЕТТ, д/исл. drottkv?tt – шестисложный скальдический размер с тремя ударными слогами в строке, в котором в четных строках используется полная рифма (адальхендинг), в нечетных – консонанс (скотхендинг). Им сочинено пять шестых скальдической поэзии.
ДРОТТСЕТИ – человек, прислуживающий за столом короля.
ДУБГАЛЛЫ (букв. "темные чужеземцы") – так в Ирландии называли датских викингов.
ДУНХЕНТ (букв. "шумная рифма") – разновидность дротткветта, в котором слог, несущий второй хендинг нечетной краткой стоки, не только аллитерирует, но и образует полную рифму с адальхендингом четной краткой строки, что достигается благодаря двукратному использованию основ одних и тех же слов во втором хендинге нечетной краткой строки и в первом хендинге четной краткой строки.
Е, Ё
ЁРД (букв. "пир", швед.) – 1) см. вейцла; 2) коллектив, плативший сообща некий постоянный или экстраординарный налог. Первоначально состоял из четырех бондов – двоих бедных и двоих богатых, с 1437 г. стали создаваться ёрды из шести скаттебондов.
ЁРДЕБУК – общая налоговая опись, земельная книга в Швеции, составленная в 1413 г.
ЕСТНИНГ (букв. "гостеприимство") – повинность в Швеции. Оказывать "гостеприимство" обязаны были бонды, а также феодально-зависимые брюти и ландбу. От этой повинности освобождались только члены сословия фрэльсе. Согласно "Уппландслагу", от "естнинга" освобождались только "королевские имения, имения епископов, имения рыцарей и имения тех мужей, [кои] служат на боевых конях".
ЁТУНЫ, турсы, йутулы, позднее тролли – великаны. С одной стороны это древние исполины – первонасельники мира, предшествующие по времени богам и людям. Это Имир и его прямые потомки (т. н. инеистые великаны – хримтурсы), в т. ч. Бергельмир, который, согласно "Младшей Эдде", спасся в ковчеге, когда боги убили Имира, а в его крови утопили всех инеистых великанов. Ётуны противопоставляются богам – асам не только по времени, но и в пространстве – как жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Ётунхейм, Утгард), как представители стихийных, демонических природных сил.
ЁТЫ – см. геты.
Ж
ЖИЛЬЦЫ – безземельные люди, снимавшие дома, но не имевшие, в отличие от ландбу, пахотного надела.
З
ЗАКОНОГОВОРИТЕЛЬ – то же, что лагман, только в Исландии.
ЗЕМЕЛЬНАЯ КНИГА – поземельная опись, составленная в первой половине XII в. в Дании, самая ранняя в скандинавских странах.
ЗУНДСКАЯ ПОШЛИНА – пошлина, взимавшаяся со всех судов, проходивших через датские проливы. Была введена датским королем в 1429 г. и работала в основном против ганзейских купцов.
И, Й
ИДУРМАЛЬТ – вариант дроттквета, в котором все четыре хендинга четной и нечетной строки образуют друг с другом полную рифму. Одна и та же корневая морфема используется здесь трижды – в обоих хендингах нечетной краткой строки и в первом хендинге четной краткой строки.
ЙЕРА (букв. "урожайный год") – двенадцатая руна футарка, руна урожая.
ИНГВАЗ (букв. "Ингви") – двадцать вторая руна футарка, руна посвящена Ингви – богу плодородия.
ИНМАРК – расположенные вокруг поселений пашни.
ИННСТАФАР – большие деревянные столбы, которые викинги брали в морское путешествие; предназначались для того, чтобы их воздвигли вокруг нового очага; там, где они, подхваченные водными потоками, выбрасывались на берег, викинги спешили провести границы своей новой территории.
ЙОЛЬ – главный скандинавский праздник в середине зимы. Этимология слова неизвестна. После христианизации этим же словом стало называться рождество. Последний день йоля – 7 января.
ЙОМСВИКИНГИ – викинги из крепость Йомсборг.
ЙОТУНЫ – см. ётуны.
ИСА (букв. "лед") – одиннадцатая руна футарка, руна льда.
ИСЛАНДЦЫ – основное население Исландии. Численность – около 200 тыс. человек. Говорят на исландском языке. Исландцы – потомки древнескандинавских переселенцев IX-X вв., главным образом из Норвегии. В формировании исландской народности участвовали также выходцы из скандинавских владений в Ирландии и Шотландии. В XI-XIII вв. происходил процесс национальной консолидации исландцев и сложения исландской народности. Процесс национального развития был затруднён длительным датским господством в стране (с 1380 г.). В 1918 г. Дания признала суверенные права Исландии на началах датско-исландской унии. В 1944 г. уния была расторгнута и страна провозглашена республикой.
ЙУТУЛЫ – см. ётуны.
К
КАНЦЛЕР – хранитель королевской печати в Швеции. Известная со второй половины XII в., точнее с правления Кнута Эрикссона. До середины XIII в. эту должность обычно занимал линчёпингский или скарский епископ.
КАРЛ – 1) крестьянин, простолюдин; 2) по "Младшей Эдде", карлики, живущие под камнями и в холмах.
КВАРЕНКНУРРЕ, уриск (Шетл. о-ва) – уродливый мохнатый дух, досаждающий людям.
КВЕНЫ – финское население прибрежной полосы у северной оконечности Ботнического залива. В древнейшее время квены жили по всей Финляндии и предпринимали набеги на Норвегию. В настоящее время проживают на севере Финляндии, в Норвегии и Швеции. Говорят на норвежском языке, часть – также на квенском диалекте финского языка и на саамском языке.
КВИДУХАТТ – скальдический размер, переходный от эддических к скальдическим, имеющий регламентированное число слогов в строке: три – в нечетных строках и четыре – в четных, в каждой строке используется по два ударных слога, канонизованные хендинги отсутствуют.
КЕНАЗ (букв. "факел") – шестая руна футарка, руна воплощения и раскрытия.
КЕННИНГ – многоступенчатый синоним, заменяющий в скальдической поэзии наиболее важные понятия и термины.
КЕНСИНГТОНСКИЙ РУНИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ – предположительно историческая находка; каменная плита прямоугольной формы, лицевая и боковая стороны которой исписаны древними рунами. Плита состоит из осадочной горной породы граувакка, она была обнаружена в 1898 г. близ города Кенсингтон в штате Миннесота, США. Происхождение и значение этой плиты до сих пор оспаривается, некоторые учёные и историки рассматривают её как позднюю подделку. Суть надписи на плите сводится к тому, что в IX веке, задолго до путешествия Христофора Колумба, скандинавские исследователи достигли средней части Северной Америки. Подробнее см. статью на сайте в разделе Археология.
КИМБЛАБОНД – скальдический размер, в котором к каждой строке дротткветта присоединено двусложное слово, состоящее из долгого ударного и краткого безударного слова и рифмующееся с предыдущим словом.
КИНДИЛЬСМЕССАН (букв. "месса свечей") – крупнейшая ярмарка Упланда (Швеция).
КИПИ – согласно "Младшей Эдде", так называются дружинники.
КИРЬЯЛЫ – название карелов.
КЛАУЗУЛА – часть строки в дротткветте, дополнительная по отношению к обычной двухударной строке эддического форнюрдислага.
КНАТТЛЕЙК – разновидность игры в мяч.
КНОРР – один из типов "круглых" грузовых кораблей. Появился в IX в. Имел палубу с люком в центре.
КОБОЛЬД – дух-хранитель подземных ископаемых, стремится не допускать людей к подземным богатствам: устраивает завалы, камнепады и т. д.
КОГГ – один из типов грузового корабля, известен с конца IX в., хотя сам термин зафиксирован впервые в 848 г. Не имел киля, это облегчало высадку и разгрузку на необорудованный берег. Несли мачту с одним парусом (до 200 м?), позднее – дополнительно весла на носу и корме. Первые когги были беспалубными.
КОНГСРОД – королевский совет в Дании и Швеции.
КОНУНГ – военный вождь, высший представитель родовой знати. Возглавлял отдельное племя или население области, конунги были предводителями дружин, участвовавших в походах викингов. Из главы военного союза племен конунг в процессе начавшейся феодализации общества постепенно превращается в короля – главу государства. На ранней стадии существования государственной власти управление страной строилось на поездках конунга по тингам фюльков и областей. Он участвовал в ведении судебных дел, присваивая штрафы и конфискованное имущество. Эти поездки считались обязательными.
КОРАБЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, шиплаг, шеппслаг – приморские части Норвегии, Швеции и и Дании, жители которых сообща снаряжали боевые корабли и выставляли их экипажи. Помимо этого с населения корабельных округов взимались средства для оплаты судостроителей и снаряжения кораблей всем необходимым. Лес для постройки судна разрешалось рубить где угодно. Для возведения корабля могло быть занято любое подходящее место. Корабельные округа не совпадали с крестьянскими общинами и основывались на совершенно ином принципе: в состав такого округа входило определенное число хозяев, обязанных совместно построить на свои средства боевой корабль. По "Фагрскинне", деление на корабельные округа в Норвегии было впервые произведено конунгом Хаконом Добрым вскоре после его воцарения, т. е. приблизительно в конце 40-х гг. X в. Он установил, сколько кораблей и какого размера должно было выставлять население каждого приморского фюлька. По "Законам Гулатинга" общее число судов, которые конунг требовал со всей страны, – 310 с числом скамей на каждом 20 или 25. От всех фюльков Трёнделага должно было быть выставлено 109 кораблей, от Вестланда – 126, от Вика – 60. Численность экипажей, по Э. Херцбергу, в XII в. равнялось примерно 27 тыс. человек.
КОССАТЫ – бедняки, жившие в лесу.
КУВЛУНГИ – крестьянское движение, действовавшее на территории Норвегии в 1185-1188 гг.
КЬЁККЕМЁДДИНГИ (букв. "кухонная куча") – огромные скопления раковин, костей рыб и животных, оставленные на стоянках культуры эртебёлле. Жители этой культуры – морские собиратели – жили на островах Зунда и в Сконе.
КЮЛЬФИНГИ – видимо, название карелов, или северных народов на территории Гардарики.
***
Дальше интересно:
Ф. АСВИНН. РУНЫ И МИСТЕРИИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ - Глава 6-2
Источник: http://cosmoehzo.ucoz.ru/ |