Уроки Айенгара
«Я учу вас философии на физическом уровне!» — сказал 90-летний учитель после четырех дней интенсивного семинара
Он преподавал королеве Бельгии и встречался с папой римским, которого заинтересовало то, что некоторые священники изучают и преподают йогу Айенгара, давал уроки Кришнамурти. 22—26 апреля в Москве прошла конференция по йоге, организованная YogaJournal в связи с приездом индийского мастера йоги Шри Б.К.С. Айенгара.
Когда-то наставник Б.К.С. Айенгара Кришнамачарья поручил ему изучать английский и преподавать ученикам с Запада. Вскоре учеником Айенгара стал известный скрипач Иегуди Менухин. В поисках способов исцеления своего больного плеча, которое мешало ему играть на скрипке, музыкант отправился в Индию и стал учеником Айенгара. Он был впечатлен эффектом от занятий йогой и, пользуясь своей известностью, начал широко пропагандировать йогу как метод естественного излечения и омоложения организма. С тех пор началось широкое распространение йоги на Западе. Сегодня Шри Б.К.С. Айенгар, или, как его зовут ученики, Гуруджи, известен как основатель метода, который называется «йога Айенгара». Это одно из двух наиболее популярных направлений йоги в мире.
Он преподавал королеве Бельгии и встречался с папой римским, которого заинтересовало то, что некоторые священники изучают и преподают йогу Айенгара, давал уроки Кришнамурти. Особенности метода Айенгара — внимание к нюансам в выполнении простых и сложных асан, выравнивание тела в позах, которое приводит к восстановлению его оптимальной структуры и энергетики. Главная из таких особенностей — пожалуй, наличие в распоряжении учеников различных приспособлений, с помощью которых любой ученик, будь он даже болен или стар, может выполнять позы йоги как полные асаны с максимальным эффектом для организма и обучения. Сам Айенгар дважды попадал в автокатастрофы, настолько серьезные, что потом несколько месяцев мог заниматься только с помощью этих вспомогательных материалов. Но он восстановил свое здоровье и сегодня, на 91-м году жизни, продолжает поражать окружающих силой своего ума и духа.
Вообще долгожительство для йога — нечто естественное, ведь он всю жизнь занимается своим телом, заботится о нем, как о прекрасном цветке. Айенгар пишет, что тело — это храм для души и оно должно быть достойным сосудом этой частицы божественного. Тем не менее организм самого учителя был с детства ослаблен, в связи с чем его интересовала не только силовая йога для здоровых людей: он часто задавался вопросом, как сделать так, чтобы больные люди тоже могли воспользоваться этим бесценным даром здоровья, который дает йога.
Когда стало известно о предстоящем визите учителя, йогическое сообщество наполнилось версиями и предположениями. Известно, что учитель в последнее время практически не покидал свой родной город, за исключением короткого визита в США. Говорили, что Айенгар узнал о том, что его метод стал весьма популярен в России и эта популярность привела к его коммерциализации, и решил приехать с инспекцией. Действительно, Гуруджи прилетел в сопровождении большой группы людей — с ним приехала внучка, которую прочат в наследницы, несколько индийских учеников, которые стали демонстраторами поз на конференции, и несколько любимцев учителя с Запада. В том числе среди западных учителей был Фаек Бирия, учитель из Франции, которого знают и любят в Москве за его семинары.
20 лет назад учитель уже был в России — по приглашению министерства здравоохранения. С этого момента начинается история йоги Айенгара в России. Многие из тех, кому посчастливилось повстречаться с учителем во время этого визита, теперь стали преподавателями йоги, они возглавляют центры йоги и растят собственных учеников, которые становятся учителями.
Конференция проходила в выставочном павильоне ВВЦ (ВДНХ), что придавало происходящему величие, но лишало хорошей акустики. Ученики съехались со всей России и ближнего зарубежья. В основном это были преподаватели и последователи метода Айенгара, но присутствовали также преподаватели аштанга-виньясы, Русского института йоги и небольшая группа кришнаитов. «Отличники» приходили заранее, занимая места ближе к центру павильона и платформе, на которой стоял стул учителя и происходили демонстрации. Те, кто приходил позже, занимали всё остальное пространство огромного 75-го павильона. С каждой асаной в этом похожем на ангар зале становилось всё тише и тише, пока тишина не стала полной — в тот момент, когда все были слишком интенсивно вовлечены в работу, для того чтобы даже заметить это. В одно из таких мгновений Гуруджи заметил, что хорошая работа приводит к пониманию того, что «я» — это ошибочная концепция, «я» не существует, есть лишь сама жизнь, и по мере развития практики это ощущение укрепляется и приносит освобождение. В тот момент все без исключения йоги, наверное, могли своими ощущениями поручиться за то, что это так.
Однако Айенгар не любит громких слов, это не его стиль. Айенгар — сугубо практичный преподаватель, может быть, в этом причина его популярности на Западе. Его учение лишено эзотерического тумана, он не обещает ученикам вечной жизни или абсолютного здоровья. Он считает, что все мы наделены тройственной природой: у нас есть физическое тело, ум и душа. Из этой тройки только душа чиста и бессмертна; тело, напротив, часто толкает нас на необдуманные поступки, а ум гнет свою линию, не учитывая возможности тела, и в результате человек теряет здоровье и душевный покой. Йога дает способ усмирить тело и ум и привить им благоразумие. Эту работу учитель предлагает начинать с тела — с помощью асан ученики дисциплинируют тело, делают его более гармоничным. Это приводит к спокойствию ума и повышает способность к концентрации. Полная гармония достигнута тогда, когда именно третий игрок — душа — управляет жизнью человека, а тело и ум знают свое скромное место.
Если же вы мечтательно заглядываетесь вверх и нетвердо стоите на ногах, вы неминуемо упадете… Йога, по словам Патанджали, создает фундамент. Это означает, что тело может стать стабильным, и от этой стабильности вы можете продвигаться внутрь себя. Иначе вы вовлечены лишь в строительство внешней оболочки.
Большая часть конференции была посвящена выполнению асан. Несколько раз учитель давал нам повод вспомнить о том, что в западной прессе его называли «яростным» — если ученики не выполняли его инструкции, он становился беспощадным — не важно, кто вызвал его недовольство, простой человек из зала или один из его приближенных учеников. Покрикивая на учеников и сбивая спесь с самых опытных учителей своим властным голосом и пронзительным свирепым взглядом, Айенгар заставлял всех двигаться быстрее, задавая высокий темп и интенсивную нагрузку с такими точными указаниями («Вытяните руку от корней ногтей!»), что каждая поза получалась по-новому, а тело наконец выходило за рамки привычных ограничений разума, выраженных в виде представлений о наших возможностях.
Впрочем, яростный стиль Айенгара мало кого вводит в заблуждение: через минуту после выговора он уже смеется. Гроза мгновенно заканчивается, и разнос оборачивался тем, что учитель начинает разбирать ошибки ученика, дает инструкции и на глазах у всех несколькими касаниями улучшает позу.
Чтобы выполнить асану верно, то есть так, чтобы это приносило пользу здоровью, нужно осознавать все части и участки своего тела. Если представить себе некоего идеального человека — молодого, здорового, у которого никогда не было травм или психологических проблем, — то его тело будет гармоничным и он будет ощущать его повсюду, вплоть до кончиков ногтей. Но такие люди встречаются редко, а большинство обладает телами, далекими от совершенства, — не только в связи с наследственностью, но и в связи с неправильным питанием и образом жизни. Каждая травма — психическая или физическая — приводит к тому, что в теле появляются «темные» пятна — участки, которые болят, или, наоборот, места, которые мы не можем почувствовать. Там хранится напряжение и стресс, эти участки распространяют вокруг себя неблагополучие и болезнь. Йога с помощью вытяжения и расслабления может раскрыть такие места и не дать этим болезненным тенденциям развиться. Поэтому учитель говорил, что сознание йога распространяется по всей поверхности его тела, как ковер, и свет осознанности проникает в каждую пору кожи. Эта работа продолжалась на более тонком уровне на занятиях пранаямой, дыхательными техниками. Собственно техник было немного — среди учеников были начинающие, которым еще рано осваивать пранаяму сидя. Поэтому ученики лежали на особых подставках, которые помогают расслабить и увеличить объем легких, и учились отпускать свое тело, расслабляться полностью и затем с помощью дыхания исследовать свое тело изнутри.
Конференция заканчивалась сессией вопросов-ответов. Гуруджи смог ответить только на несколько вопросов из множества, но были затронуты несколько важных тем. Несмотря на то что в традиции йоги достаточно сурово относятся к диете, считая вегетарианство неотъемлемой частью жизни настоящего йога, в этом вопросе Айенгар не был суров. Он просто рассказал о своей жизни: его семья принадлежит к касте браминов, священников, так что его мать придерживалась строгих взглядов — она не готовила блюд с использованием чеснока и лука, так как считается, что эти согревающие овощи могут возбуждать агрессию. Сам учитель во время своих путешествий по Европе и Америке часто не мог найти подходящей вегетарианской еды, так что неделями жил на хлебе и кофе. «Йога дает мне силы, — сказал учитель, — и мне не нужна еда, моя энергия идет из другого источника». Если человек занимается йогой, само тело начинает ему говорить, что ему хочется, а что — нет. Но это не голос того, разнузданного тела, которое хочет всё получить быстрее, больше и сытнее. Это голос умеренности, который предлагает съесть ровно столько, сколько необходимо, и именно той пищи, которая приятна организму. «Когда животных ведут на бойню, по их глазам видно, что они чувствуют. Этот страх остается в клетках их тел и вместе с мясом попадает в организм человека», — сказал учитель. Это приводит к болезням и тела, и ума. «С другой стороны, вегетарианство еще никого не сделало святым», — заметил Айенгар.
Расставание с учителем было трудным. Несмотря на то что эти четыре дня были трудной школой для всех присутствующих, не хотелось верить, что этот светоч йоги сейчас покинет нас и, скорее всего, никогда не вернется. Конечно же, мы просили его приехать еще. Учитель ответил, что обещать ничего не может — планы Господа ему неизвестны и, может быть, через некоторое время Всевышний, этот вселенский арендодатель, попросит его съехать из временной квартиры, которая служит учителю телом. Впрочем, в одном из интервью Айенгар сказал как-то, что его мечта — сохранить в душе такой глубокий отпечаток йоги, чтобы и в следующем рождении вернуться к своей практике. Айенгар сказал: «У меня осталась одна привязанность — ученики. Поэтому я вернусь и снова буду учить людей». И в этом он продолжает линию древних мудрецов-риши, ведь именно покорность высшей воле и желание служить человечеству сделали их превыше королей и богов, освободили от земных пут и поставили у руля Вселенной.
В Индии особенно ценят прямую передачу духовных знаний. Линии учителей йоги уходят корнями в древность и, согласно легенде, восходят к мудрецам, которых называли «риши». Риши — великие провидцы, они подчинили своей воле пространство и время, считается, что они сильнее великих индийских богов, — ведь боги привязаны к своему миру и времени, а риши стоят над творением и управляют им. Даже когда время нашего мира и наших богов подойдет к концу, это не коснется великих мудрецов. И тем не менее риши по происхождению — люди. Это повлияло на всю философию йоги, самой практичной из духовных дисциплин Индии: здесь считается, что обычный человек, приложив определенные усилия, может стать бессмертным святым и быть превыше земных королей и небесных богов со всей их невероятной мощью и сверхспособностями
Однако Айенгар полагается не только на свое будущее рождение. Он выстроил систему преподавания йоги во всем мире по единым правилам, учителям приходится регулярно сдавать экзамены. В этом смысле конференция была образцом эффективности: обучая всех учеников, которых было больше тысячи, Гуруджи одновременно проводил смотр своих старших преподавателей со всего мира и инспекцию всех русских школ йоги своего имени. В перерыве между асанами и пранаямой успели пройти перевыборы президента Ассоциации йоги Айенгара в России, которым вместо Сергея Михайлова из Петербурга стал Егор Ротов из Екатеринбурга. В холле конференции продавались книги Гуруджи, которые уже почти все вышли по-русски, на которые Айенгар собственноручно ставил автографы, а сама конференция вместе с фильмом «Прыжок веры» о его жизни, конечно, будут просмотрены еще сотни раз и дадут, по признанию организаторов, материал для 2—3 лет практики…
Впрочем, занятий в Пуне в институте йоги имени жены учителя, Рамамани Айенгар, конференция в Москве не заменит. Вот только для этого требуется как минимум восемь лет практики, которые должен заверить сертифицированный преподаватель, не говоря уже об обязательном знании английского. Так что для многих единственным шансом повидать Гуруджи остаются записи его выступлений и интервью или экскурсии в Пуну, как частным порядком, так и в составе групп участников семинаров, которые проводятся зимой для йогов из России в горах к северу от Пуны.
Что нового добавили?
Космоэнергетика – путь в будущее
Источник: http://www.chaskor.ru |