Зороастризм в Узбекистане
Учение зороастризма мало известно широкой публике. Но удивительно, когда знакомишься с этой верой, то находишь в ней схожие черты с другими религиями, с той же Библией. Это Сотворение мира, рай и ад, явление Спасителя, Конец света и Страшный суд. А дело в том, что все эти доктрины были в значительной мере заимствованы христианством, а также иудаизмом и исламом из зороастризма.
Зороастризм был уже стар, когда только зарождались эти ныне великие религии. И сам зороастризм был наиболее древней мировой религией, оказавшей на человечество больше влияния, чем другие вероучения. Установить точную дату и место зарождения зороастризма нет возможности, как и даты жизни самого пророка Заратустры, по-гречески Зороастра. Но ученые предполагают, что он жил в восьмом-седьмом веке до нашей эры, так что по решению ЮНЕСКО недавно было отмечено 2700-летие создания "Авесты" – священной книги учения. Известно, что Зороастр был женат, имел четверых детей, дожил до 77 лет и погиб от руки язычника-жреца.
В середине XX века известный русский археолог и востоковед С.П.Толстов, изучая исторические памятники, относящиеся к середине I тысячелетия до н.э. пришел к выводу, что родиной зороастризма следует считать древний Хорезм. Этого мнения придерживаются ныне многие авторитетные ученые. Действительно, во всем мире, включая Иран, Индию, Афганистан и Пакистан, насчитывается 63 памятника этой первой мировой религии, а на территории Узбекистана их 38, в том числе 17 – в Хорезме. Зороастризм является религией откровения. Это значит, что пророк получил истину, или откровение, от самого бога. Согласно преданию, когда случилось это великое событие, Зороастр достиг тридцати лет, возраста зрелой мудрости. Однажды он участвовал в весеннем празднестве и на рассвете отправился к реке за водой. Когда он пришел на берег, ему предстало сияющее существо, в присутствии которого пророк не увидел собственной тени на земле из-за его яркого свечения.
Так Зороастр впервые встретился с Верховным божеством Ахура-Маздой. Потом он еще не раз чувствовал его присутствие или же слышал божественные слова, призывающие пророка на служение. И с готовностью им повиновался: "Пока у меня есть силы и возможности, я буду учить людей стремиться к истине".
Зороастр поклонялся Ахура-Мазде как владыке порядка, праведности и справедливости и провозгласил его единственным несотворенным богом, творцом всего благого, включая и всех других добрых и благих богов. Противником Ахура-Мазды выступает Ангра-Маинйу, который тоже изначален, но лжив и полностью зловреден. Эти две основные противоположности бытия Зороастр узрел в их изначальном столкновении.
Таким образом, характерной чертой зороастризма является дуализм, признание в мире двух начал – доброго и злого. И через все учение проходит идея борьбы Добра со Злом, Правды с Ложью, Света с Тьмой. Зороастр взывал: "Когда же, о Мазда, вместе с Правдой и Властью придет Мир, дарующий добрую жизнь и пастбища? Кто даст нам покой от кровожадных приверженцев Лжи? Пусть завоют убийцы и грабители от деяний доброго правителя! Пусть это даст покой оседлым родам!"
И этот призыв на борьбу Добра со Злом имел на только космические масштабы, но и касался каждого человека, потому что любой из людей является творением бога. А чтобы каждый из его последователей мог достичь нравственного совершенства, пророк дал им замечательный моральный закон – жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом.
История мира, по Зороастру, состоит из нескольких частей. Сначала Ахура-Мазда создал его в "духовном", или нематериальном, виде, а затем придал всему телесную форму. Это было благом для живых существ, потому что теперь они могли воспринимать мир во всей его чувственной полноте, а не просто как бесплотные духи. Но вместе с материализацией духов воцарился и беспорядок. Злой Дух тоже материализовался и набросился на мир. Он сделал воду в морях соленой, образовал на земле пустыни и даже священный огнь отравил дымом. Словом, нанес вред всем божьим творениям. Но Злой Дух не только причинил ущерб всему миру, но и вызвал все нравственные пороки и духовные слабости, от которых, страдают люди.
Тогда божественные существа объединились и выступили против сил зла. Период, который мы сейчас переживаем, не является ни полностью плохим, ни целиком хорошим, а представляет собой смесь добра и зла. По новому откровению, полученному Зороастром, человечество имеет вместе с благими божествами общее предназначение – постепенно победить зло и восстановить мир в первоначальном совершенном виде. Добро снова будет отделено от зла, а зло окончательно уничтожено. И Ахура-Мазда, благие божества, блаженные мужчины и женщины будут жить вместе в полном спокойствии и мире.
Главное бедствие человечества – это смерть. Зороастр учил, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершила в течение жизни. А судебное разбирательство происходит на весах правосудия, причем приговор зависит не от жертвоприношений во время жизни, а от нравственных достижений души. Если добрых дел и мыслей оказывается больше, то душа попадает в рай. А если весы склоняются в сторону зла, то душа отправляется в ад, где грешник будет переживать "долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов".
Но и души в раю не будут испытывать полного блаженства, пока не наступит Сотворение чуда. За всеобщим воскресением последует Страшный суд, когда праведные будут отделены от грешных. Весь металл на земле расплавится и потечет раскаленной рекой. Все люди должны будут пройти сквозь эту реку, где "для блаженных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что они во плоти идут через раскаленный металл". Во время последнего испытания все грешники навсегда исчезнут с лица земли. Река расплавленного металла потечет в ад и на веки уничтожит Ангра-Маинйу и все зло в мире.
Эти апокалипсические видения были потом заимствованы другими религиями. Но надо признать, что только Зороастр считал, что люди будут жить, как в раю, в знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, и будут испытывать вечное блаженcтво на земле, а не в отдаленном и иллюзорном царстве.
Пятиразовая молитва, принятая в зороастризме, также знакома другим религиям, в частности исламу, вплоть до предварительного обряда омовения. Пять ежедневных молитв считались непременной обязанностью каждого зороастрийца, частью его служения богу и оружием в борьбе со злом.
Своеобразными были и религиозные обряды зороастрийцев. Соседние народы порой называли их огнепоклонниками. И действительно, последователи Зороастра придавали большое значение культу огня, начиная от искры божьей в душе человека и кончая священным огнем, горящим в храмах. Однако огненному погребению, вопреки бытующему мнению, они своих покойников не предавали. Напротив, оставляли мертвых в "башнях молчания" с плоскими крышами или просто в голых пустынных местах, где они становились добычей птиц и зверей. А кости покойников потом складывали в специальные вместилища – оссуарии.
В зороастрийских святилищах жрецы поддерживали священный огонь, подпитывая его дровами из фруктовых деревьев. Один из жрецов должен был находиться постоянно у огня, охраняя его. Входя в храм, зороастрийцы, оберегая огонь от "нечистого" дыхания, надевали белые полотняные маски, закрывающие рот и нос. При необходимости совершался обряд очищения огня. Во время ритуальных церемоний совершался троекратный обход огня по кругу и исполнялись гимны из "Авесты".
Примечательно, что этот зороастрийский ритуал и сегодня сохранился в несколько измененном виде в быту узбеков. Когда невесту во время свадебной церемонии впервые вводят в дом молодого мужа, новобрачные трижды обходят вокруг огня, как бы очищаясь, и лишь затем жених на руках вносит невесту в дом.
Общественная жизнь зороастрийцев была богата религиозными праздниками. Из них выделялись семь празднеств в честь семи божеств, соблюдение которых считалось религиозной обязанностью верующих. А главным среди них почитался Навруз, по-персидски "Новый день". Согласно традиции, праздник был основан самим Зороастром. Он отмечался в первый день нового года, то есть во время весеннего равноденствия, и как бы предвещал новую жизнь, когда зло будет преодолено и мир навсегда чудесным образом преобразится. Именно поэтому он отмечался очень радостно, со множеством красивых обрядов, символизирующих обновление и блаженство. И сегодня Навруз – один из самых почитаемых народных праздников в Узбекистане.
И сам Зороастр менее всего был сторонним наблюдателем, а, напротив, страстным проповедником и вдохновенным поэтом. Его проповеди и песнопения вошли затем в священную книгу зороастризма – "Авесту". Ее древнейшая часть состояла из двадцати одной главы и была своего рода энциклопедией знаний своего времени.
Зародившись в древнем Хорезме, зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших более тринадцати столетий вплоть до седьмого века нашей эры, и господствовал на значительной части Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока.
Вторгшись в 334 году до нашей эры в Персию, Александр Македонский захватил и разграбил многие города, храмы и зороастрийские святилища. Зороастризм понес невосполнимые потери из-за гибели священнослужителей, тщетно пытавшихся защитить свои святыни. В те времена, когда религиозные тексты передавались изустно, а жрецы выполняли роль говорящих книг, утрата живой связи приводила к потере многих древних произведений.
Только в шестом веке нашей эры был изобретен "авестийский" алфавит, отличающийся большой точностью и разрешивший таким образом проблему записи священных текстов. Оказалось, что Большая "Авеста" состоит из двадцати одного наска, или раздела. Наски, в свою очередь, подразделялись на три группы по восемь в каждой. В первый раздел входили гаты, или гимны, и все относящиеся к ним тексты. Вторую группу составляли сочинения по ученой схоластике. И в третью были включены трактаты – наставления для жрецов и кодексы законов.
В середине седьмого века нашей эры Сасанидскую империю завоевали арабы, и участь древней религии в ее столкновении с новым вероучением ислама была предрешена. Власть и мирские привилегии принадлежали теперь победоносным сторонникам ислама, и поток новообращенных присоединялся к новой вере. И дети их уже вырастали в новой вере, с малых лет приучаясь произносить арабские молитвы вместо авестийских.
На протяжении тысячи лет зороастризм был широко распространен в Хорезме, Согдиане, Бактрии. Так, в низовьях Амударьи, в трех километрах от города Ходжейли найден уникальный историко-археологический комплекс Миздахан, расположенный на трех холмах. В восточной части его сохранилось множество захоронений-оссуариев. Город был крупным торгово-ремесленным центром Хорезмского государства, через него проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути. Недалеко от Миздахана находится древнейшее, хорошо сохранившееся культовое сооружение зороастризма – Чилпык. Согласно преданию, здесь Зороастр написал начальные строки "Авесты". Пейзажи Хорезма и поныне украшают мощные стены крепостей Аяз-кала, Топрак-кала, Куй кирилган-кала, Бургун-кала, Дев-кала. При археологических исследованиях в этих монументальных памятниках нашли следы храмов огня, предметы быта, керамики, скульптуры, связанные с религией зороастризма, образами авестийских персонажей. Так, в интерьерах Топрак-калы были обнаружены фрагменты настенных росписей, детали скульптурного декора.
Сохранились в быту некоторые обычаи и традиции зороастризма. Это, например, сражения бойцовых баранов, характерный хорезмский танец "Лязги", который ученые считают ритуальным у древних огнепоклонников.
По сей день на холмах Афрасиаба, скрывающих руины Мараканды – древней согдийской столицы, туристы находят статуэтки зороастрийской богини плодородия Анахиты. Одна из наиболее старых мечетей Бухары –Магоки-Аттари, по преданию, была сооружена в XI веке на месте святилища огнепоклонников. Последние сведения о зороастрийцах в Бухаре и Самарканде относятся к первым векам ислама, и после монгольского нашествия их, вероятно, уже не осталось. Почти не изученными представляются до сих пор среднеазиатские, или бухарские, евреи. А между тем именно у них сохранились обряды и обычаи, связанные с зороастризмом.
В настенной росписи одного из пещерных храмов I века в местечке Каратепа в Сырдарьинской области Узбекистана изображен так называемый "Будда-Мазда", передающий образ синкретического создания, объединившего в себе черты божеств двух религий – буддизма и зороастризма, соответственно Будды и Ахура-Мазды. А недавно во время раскопок на городище Кампыртепа, отождествляемом с легендарной Александрией на Оксе, узбекские археологи обнаружили значительное по размерам святилище, окруженное обводным коридором. Этот конструктивно-планировочный прием был характерен для зороастрийских храмов, в которых основным религиозным ритуалом была церемония обхода процессии жрецов вокруг святилища.
В распространении в Центральной Азии зороастризма выдающуюся роль сыграли согдийцы. Зороастрийцами были обитатели согдийских колоний, основанных в первые века нашей эры вдоль восточного участка Великого шелкового пути, а также бактрийских поселений в Восточном Туркестане, где найдено множество оссуариев. Из древнекитайских текстов известно, что первый храм огня в Чаньани был образован в 612 году. А в Северной Хэнани близ Чжан-дэфу сохранился зороастрийский поминальный памятник в виде стелы, сооруженный в VI веке местным зодчим по согдийскому образцу. На стеле изображены жрецы с повязками на лицах вокруг алтаря в храме огня.
Говорят, что в труднодоступных горных селениях на юге Узбекистана, куда можно добраться только верхом на лошадях, до сих пор живут огнепоклонники. Зороастрийцев отличает уверенность в своих силах, и в преодолении превратностей судьбы они могут рассчитывать на те качества, которые учение Зороастра веками воспитывало в них – мужество, надежду на будущее и готовность творить добро.
***
Дальше интересно…
Зороастризм в Узбекистане, в средневековом Дагестане
Источник: http://cosmoehzo.ucoz.ru |