Реверс монеты
Ормизда II, изображение алтаря огня и двух священников
Зороастризм, имеющий огромную и до сих пор не изученную историю, в 1976 году
насчитывал приблизительно 129 тыс. верующих, разбросанных по всему миру.
Больше всего зороастрийцев в Индии и Пакестане.
В Индии они делятся на две большие секты - шаханшахи и кадми, формальное
различие которых в смещении календарной эры на один месяц.
Да и религия называется уже не зороастризм, а парсизм.
Здесь необходимо сказать, что зороастризм в своей первоначальной форме не мог
дойти до нас нетронутым, а постоянно видоизменялся в соответствии со временем,
обществом, законами.
Зороастризм сам по себе довольно-таки строгая и принципиальная вера, но,
благодаря
тому, что для ее поддержания необходимо было "вербовать" новых верующих,
а изначально
она распространялась слабо, пошли на уступки обществу, преподнося ее как
милостивую религию.
Но с другой стороны, зороастризм гораздо терпимее, например, христианства.
Ведь главное условие - следовать истине и выполнять обрядную сторону веры.
Но несмотря на это, парсы сильно переживают свои изменения, вызванные
религиозными реформами.
В обрядовом отношении зороастризм практически не изменился, несмотря на то,
что во
многом претерпел в разные эпохи. Сегодня, как и много лет назад, верующие
молятся
пять раз в день, соблюдают догматы учений еще Заратуштры.
Осталась доктрина, основные мотивы до сих пор не тронуты, а пока
сохраняется идея,
религию можно считать нетронутой.
До этого момента в данной работе я отмечала зороастризм как древнюю религию,
не затрагивая и название парсизм. А теперь мне хотелось бы рассказать о тех
изменениях,
которые происходят уже в наше время, когда современные парсы подвержены
европеизации.
Исследователь Мэри Бойс в своей работе изучает и рассказывает о развитии
зороастризма со времен его основания до наших дней.
В своей работе я не смогу проследить путь становления этой религии, да и
задача совсем другая, нежели у Мэри Бойс.
В 20 веке эта религия переживает такое явление, как фундаментализм.
Парсы жалуются на неумолимое проникновение христианской религии и
европеизацию парсизма в целом.
Даже некоторые переводы Авесты носят явно европейский оттенок.
Результатом этого явились международные конгрессы зороастрийцев в 1960 году
в Иране
и в Бомбее в 1964 и 1978 гг. Сегодня такие конгрессы собираются раз в несколько
лет в
различных странах. На них, в основном, обсуждается обрядовая сторона религии.
Так, например, в Тегеране (Иран) реформисты приняли погребение, как
современный способ захоронения трупов.
Чтобы не осквернять землю, тела
хоронятся в гробах в зацементированной яме.
Отдельные реформисты уже выступают за кремацию, что сильно обижает
традиционалистов.
Но, как утверждает причину принятия такого решения Мэри Бойс:
"тегеранские реформисты под нажимом шаха выразили готовность отменить
древний обычай
выставления трупов как не соответствующий современному образу жизни" .
Это сократило количество "башен молчания". К таким же реформаторским
нововведениям относится разрешение отказа ношения рубашки-судра и пояса-кусти.
С возникновением электричества стало все труднее содержать места семейных богослужений.
Тем более, что зороастризм больше относится к общинной религии, в которой нет главенствующей
роли церкви и ее иерархии. А в современном мире большинство парсов уже горожане и, подвергаясь
социальному влиянию, им становится все труднее и труднее сохранять зороастрийское
верование и обычаи.
Так же была утеряна сакральность в чтении молитв жрецами на древнем
пехлевийском языке.
"В 1888 году была полностью напечатана Ясна и Висперед с ритуальными указаниями,
а также огромный том Вендидада большими буквами так, чтобы жрецы могли его легко
читать при искусственном освещении во время ночных служб" .
Таким образом, чтение молитвенных служб больше не было таинством,
был рассекречен профессиональный прием жрецов, которые передавали
молитвы из уст в уста.
А еще в 19 веке многие зороастрийцы перешли в другую веру - бехаизм.
Эта иранская религия, возникшая против ислама, претерпевала преследования и
гонения.
Зороастрийцы "вынуждены были оплакивать своих родных и друзей, которые,
принимая новую религию, обрекали себя на преследования еще более жестокие,
чем те,
что испытывали сами зороастрийцы в худшие времена угнетений" .
"Впоследствии бехаизм стал претендовать на роль мировой религии, предлагая
иранским
зороастрийцам, так же как и теософия парсам, участие в более обширной общности,
в которой они к тому же занимали бы почетное место" .
Но больше всего зороастрийцев волнует наступающий в современном мире атеизм,
который ударяет по религии сильнее, чем гонения на нее.