Четверг, 25.04.2024, 11:59Главная | Регистрация | Вход

ПереводTranslation

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [235]
Пишу статьи сама
Общее [740]
Здесь статьи с разных источников, переработанные через мое восприятие.

Поиск

Защита сайта

Каталог

  • Каталог-ссылки
  • Смотри видео

    Любимые игры

    Безсмертие

    Энергетика

    Упражнения

    Сыроедение

    КиноЗАЛ

    Джап Сахиб

    Зороастризм

    Наши баннеры

    Добавить сайт в друзья

    Другие сайты

  • Блог Helios-2s Блог Helios-2s
  • Медицы в картинках
  • Медицы Людмилы! Медицы Людмилы!
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Счетчики

    ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Top.Mail.Ru

    Сейчас на сайте

    Страны

    Реклама




    Статьи
    Главная » Статьи » Общее

    Зороастризм - древнейшая религия на земле
      

    Зороастризм - древнейшая религия на земле


    Официально зороастризм считается древнейшей религией на земле, его история насчитывает три тысячелетия! Он был официальной религией громадных государственных образований, парфянских царей Аршакидов, могущественной империи Сасанидов. В периоды своего владычества зороастризм оказывал большое влияние на другие религии. Очень многие элементы в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме восходят к древнеиранским культам.

     Священное писание зороастризма носит название Авесты, которая первоначально насчитывала 21 книгу, однако сохранилась только одна. После завоевания Ирана и Средней Азии в 7-8 в.в. н.э. арабами зороастризм был почти повсеместно вытеснен исламом. Последователи древней иранской религии были вынуждены бежать в Индию, где их потомки - парсы исповедуют зороастризм до сих пор.

      Астрологическая традиция зороастризма - не только древнейшая на земле, но и наиболее цельная с эзотерической точки зрения. Она не основывает все свои постулаты только на расположении звезд и планет. Главное для авестийской астрологии - это этическая основа, играющая огромную роль. Она является неотъемлемой частью религии, которую принес Проповедник Огня.


    По происхождению Заратуштра был священнослужителем. Время его жизни, родина и местности, где он проповедовал, точно не известны. Однако ученые пришли к единодушному мнению, что это был реально существовавший человек, а не мифическая личность. Согласно очень ранней легенде, он со своим учением не был принят на родине и после многолетних скитаний нашел прибежище при дворе Кави-Виштаспы, восточно-иранского царя. Погиб он в возрасте 77 лет - его заколол в спину кинжалом враждебный жрец в то время, когда пророк стоял на молитве. Позднее его имя было переиначено греками как "Зороастр", стало ассоциироваться со словом "астрон" (звезда). В античных источниках он изображается мудрецом-астрологом и звездочетом.

      Зороастри́зм, также маздеи́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین»‎ — behdin, «Благая Вера») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры (перс. زرتشت‎, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»), полученном им от Бога — Ахура Мазды.
    В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии.

      Зороастр
    Пророк Заратуштра (Зороастр), сын Поурушаспы, из рода Спитама, известен прежде всего по Гатам – семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены к богу. Они имеют древнюю поэтическую форму, которая прослеживается (благодаря скандинавским параллелям) до индоевропейской эпохи. Гаты можно связывать с традицией мантиков гадателей. Ее культивировали жрецы провидцы, которые пытались выразить в возвышенных словах свое восприятие божества. Она отличается утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля. Такая поэзия может быть полностью понята только обученным человеком, а поскольку Зороастр верил, что бог поручил ему донести откровение до всего человечества, то он должен был проповедовать простыми словами для обычных людей. Изречения его передавались последователями из поколения в поколение и были, в конце концов, записаны лишь при Сасанидах, правителях третьей Иранской империи. Тогда говорили уже на среднеперсидском языке, так называемом пехлеви. Сочинения на пехлеви содержат бесценные пояснения для понимания удивительных по неясности Гат.
    Indolog.ru



      Зороастри́зм, также маздеи́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- «Благая вера почитания Мудрого», перс. بهدین behdin «Благая Вера») — одна из древнейших мировых религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры (новоперсидская форма имени — زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»), полученном им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В Древности и Раннем Средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии.
    Заратуштра. Изображение XVIII века.

      Название-Зороастризм

      Зороастризм - термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм, происходящее от имени Бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии - авест. māzdayasna- «Почитание Мазды», пехл. māzdēsn. Другое самоназвание зороастризма - vahvī- daēnā- «Благая Вера», точнее «Благое Ви́дение», «Благое Мировоззрение», «Благое Сознание». Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма перс. behdin - «благоверный», «бехдин».

    Основы Вероучения

    Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ
    Вера в Ахура Мазду — «Мудрого Господа» как Благого Творца.
    Вера в Заратуштру как единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.
    Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.
    Вера в Ашу (Арту) - изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.
    Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум),позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.
    Вера в семь Амешаспентов как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.
    Вера в Дадодахеш и Ашудад - то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.
    Вера в святость природных стихий и живой природы как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.
    Вера во Фрашо-керети (Фаршкард) - эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом - Спасителем мира.

    Ахура Мазда

    Ахура Мазда (пехл. Ормазд) — Творец духовного и физического миров, Всеблагой Единый Бог, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный» (точнее «Полный хварна», сияющей царской славы).

    Аша и Друдж

    В основе этического учения зороастризма противопоставление двух поянтий: Аша и Друдж. Аша (aša- из *arta) - это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Отец Аши - Ахура Мазда. Друдж - это антитеза Аши, буквально «ложь», разрушение, деградация, насилие, грабёж, коррупция. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.

    Два Духа

    «Дух» в зороастрийском понимании это mainyu (перс. minu), то есть «мысль». Два изначальных духа - Святой и Злой (Спента и Ангра) - символизируют две противонаправленные ментальности: направленную на созидание и направленную на разрушение. Последняя (Ангра Маинью, Ахриман) объявляется главным врагом Ахура Мазды и его мира, его Разрушителем и прежде всего губителем человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира. Отсюда проистекает задача зороастрийца - следовать Спента Маинью (Святому Духу, созидательному мышлению) и подобно своему творцу Ахура Мазде воплощать в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра) и отвергать Друдж (ложь, зло, разрушение).

    Заратуштра

    Заратуштра - единственный пророк Ахура Мазды, принесший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а так же утверждала веру в Единого Бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции и карапанов - арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряюшая всё это.

    Исповедание веры

    Ясна 12 представляет собой зороастрийский «символ веры». Основное её положение: «Ахура Мазде я причисляю все блага». Иначе говоря, последователь Заратуштры признаёт единственным источником блага Ахура Мазду. Согласно «Исповеданию», зороастриец именует себя
    Маздаясна (почитателем Мазды)
    Заратуштри (последователем Заратуштры)
    Видаэва (противником дэвов - безнравственных арийских божков)
    Ахуро-ткаэша (приверженцем религии Ахуры)

    Кроме того, в этом тексте зороастриец отрекается от насилия, грабежа и воровства, провозглашает мир и свободу мирным и трудолюбивым людям, отвергает всякую возможность союза с дэвами и колдунами. Благая вера называется «прекращающей распри» и «опускающей оружие».

    Благие мысли, Благие слова, Благие деяния

    Авест. humata-, huxta-, hvaršta- (читается хумата, хухта, хваршта). Эта этическая триада зороастризма, следовать которой должен каждый зороастриец, специально подчёркивается в «Исповедании» и многократно восхваляется в других частях Авесты.

    Амешаспенты

    Амешаспенты (авест. aməša- spənta-) - Бессмертные Святые, шесть духовных первотворений Ахура Мазды, которые вместе с Самим Богом составляют «семёрку единосущных». Для объяснения сущности Амешаспентов обычно прибегают к метафоре шести свечей, зажённых от одной свечи. Таким образом Амешаспентов можно сравнить с ипостасями, или точнее эманациями Бога. Амешаспенты являют собой образ семи ступеней духовного развития человека, а кроме того, называются покровителями семи телесных творений, каждое из которых представляет собой зримый образ Амешаспента. 

    Религия и культура Персии

    В идеологии Древнего Ирана большую роль сыграл зороастризм — религиозное учение, возникшее в Средней Азии приблизительно в VII в. до н. э. и названное так по имени своего основателя Заратуштры (в греческой передаче Зороастр).

    Вскоре после своего возникновения зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и в другие страны иранского мира. По-видимому, в период правления последнего мидийского царя Астиага он уже стал официальной религией в Мидии. Жрецами зороастрийского культа были маги — знатоки ритуала и обрядов, хранители религиозных традиций мидийцев и персов.

    В Персии народные массы поклонялись древним божествам природы — Митре (бог солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и другим богам, в которых они почитали свет, луну, ветер и т. д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI—V вв. до н. э., т. е. в период царствования Дария I. Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, которым поклонялись иранские племена. В VI— IV вв. до н. э. зороастризм еще не стал догматической религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому возникали различные модификации нового религиозного учения. Одной из таких форм раннего зороастризма была персидская религия начиная со времени Дария I.

    Именно отсутствием догматической религии объясняется исключительная веротерпимость персидских царей. Например, Кир II всячески покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах и велел восстановить разрушенные при его предшественниках храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т. д. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям, участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в городе Саисе, поклонялся и приносил жерты и другим египетским богам. Дарий I объявил себя сыном богини Нейт, строил храмы Аммону и другим египетским богам. В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться благожелательного к себе отношения. По свидетельству документов персепольского архива конца VI — начала V в. до н. э., в Персеполе и других городах Персии и Элама с царских складов отпускались продукты (вино, овцы, зерно и т. д.) для отправления культа не только верховного богов Ахура-Мазды (символ добра, света, правды) и других иранских богов, но также эламских и вавилонских богов. И хотя в перечне богов Ахура-Мазда упоминается всегда на первом месте, для его культа отпускается в три раза меньше вина, чем было предназначено для одного из эламских богов. Вообще боги иранского пантеона выступают в персепольских текстах реже, чем эламские боги, и, судя по размерам жертвоприношений и возлияний, они отнюдь не занимали привилегированного положения. Лишь только отсутствием догматической нетерпимости в древних религиях можно объяснить тот факт, что в одной арамейской надписи IV в до н. э., найденной в Малой Азии, говорится о бракосочетании между вавилонским богом Белом и иранской богиней Дайна-маздаясниш («маздаяснийская вера», т. е. зороастризм). Правда, когда в Вавилонии вспыхнуло восстание против персидского господства^ Ксеркс разрушил главный храм этой страны Эсагилу и велел увезти оттуда в Персию статую бога Мардука. Он разрушал также и греческие храмы. Однако к этим действиям Ксеркс прибегал лишь в качестве крайней меры, стремясь лишить враждебное ему население помощи местных богов. В Иране Ксеркс провел религиозную реформу, направленную на централизацию культа. С ее помощью он по-видимому, хотел уничтожить храмы Митры, Анахиты и других древнеиранских божеств, отвергнутых Зороастром. Однако эта реформа оказалась обреченной на неудачу, так как через полвека указанные божества снова были официально признаны.

    Хотя персидские цари не ущемляли религиозных чувств покоренных народов, они стремились не допустить чрезмерного усиления храмов. В Египте, Вавилонии, Малой Азии и других странах храмы были обложены государственными податями и должны были посылать своих рабов для использования в царском хозяйстве.

    Для Персидской державы были характерны процессы интенсивного этнического смешения, синкретизма культур и религиозных представлений различных народов. Этому прежде всего способствовали более регулярные, чем в предшествующий период, контакты между различными частями государства. Чужеземцы легко включались в общественную и экономическую жизнь страны, где они поселились, постепенно ассимилировались местным населением, принимали его язык и культуру и в свою очередь оказывали определенное культурное влияние. Оживленные этнические контакты способствовали синтезу научных знаний, приемов искусства и постепенному возникновению, по существу, новой материальной и духовной культуры.

    Персы и другие иранские народы заимствовали многие достижения цивилизации эламитов, вавилонян и египтян, развили их дальше и, таким образом, обогатили сокровищницу мировой культуры. Одним из крупных достижений персов' было создание своеобразной клинописи. Персидская клинопись в отличие от аккадской, содержащей около 600 знаков, была почти алфавитной и имела всего немногим более 40 знаков.

    Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах.

    Пасаргады расположены на высоте 1900 м над уровнем моря на обширной равнине. Здания города — древнейшие памятники персидской материальной культуры — сооружены на высокой террасе. Они облицованы светлым песчаником, красиво гранулированным и напоминающим мрамор. Царские дворцы были расположены среди парков и садов. Пожалуй, самый замечательный памятник Пасаргад, поражающий своей благородной красотой,— это сохранившаяся до сих пор гробница, в которой был погребен Кир II. Семь широких ступеней ведут в погребальную камеру шириной 2 м и длиной 3 м. К этой гробнице прямо или косвенно восходят многие аналогичные памятники, в том числе и галикарнасский мавзолей сатрапа Карий Мавсола, считавшийся в древности одним из семи чудес света.

    Строительство Персеполя началось около 520 г. до н. э. и продолжалось приблизительно до 450 г. до н. э. Площадь города составляет 135 000 кв. м. У подножия горы была сооружена искусственная платформа, для чего пришлось выровнять около 12 000 кв. м неровной скальной поверхности. Построенный на этой платформе город был окружен с трех сторон двойной стеной из сырцового кирпича, а с восточной стороны примыкал к неприступной горной скале. В Персеполь можно было пройти по широкой парадной лестнице из ПО ступеней. Парадный дворец (ападана) Дария I состоял из большого зала площадью 3600 кв. м, окруженного портиками. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные колонны из камня высотой около 20 м. Ападана служила для больших государственных приемов. Она была соединена с личными дворцами Дария I и Ксеркса. В ападану вели две лестницы, на которых до сих пор сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы тянется длинная процессия представителей 33 народов державы, несущих подарки и подать персидскому царю. Это настоящий этнологический музей с изображением всех характерных особенностей различных племен и народов. В Персеполе находились также дворцы других ахеменидских царей.

    В трех километрах от Персеполя в скалах, носящих название Накш-и-Рустам, расположены гробницы Дария I и нескольких других персидских царей, украшенные рельефами.

    При Дарий I большое строительство велось и в Сузах. Материалы для сооружения дворцов доставлялись из 12 стран. Ремесленники из многих областей были заняты на строительных и декоративных работах. О сооружении одного из сузских дворцов надпись Дария I сообщает следующее: «Земля была вырыта глубоко, гравий засыпан, сырцовый кирпич формован — вавилонский народ [все это] сделал. Кедр доставлен с горы Ливан. Ассирийский народ доставил его до Вавилона, а в Сузы его доставили карийцы и ионийцы. Дерево доставлено из Гандхары и Кармании. Золото, которое здесь использовано, доставлено из Лидии и Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик, которые использованы здесь, доставлены из Согдианы. Бирюза, которая использована здесь, доставлена из Хорезма, серебро и эбеновое дерево из Египта, украшения для стен из Ионии, слоновая кость из Эфиопии, Индии и Ара-хосии. Каменные колонны, которые здесь использованы, доставлены из селения Аби-раду в Эламе. Работники, которые тесали камень, были ионийцы и лидийцы. Золотых дел мастера ... были мидийцы и египтяне. Люди, которые инкрустировали дерево, были мидийцы и египтяне. Люди, которые формовали обожженый кирпич, были вавилоняне. Люди, которые украшали стену, были мидийцы и египтяне».

    Колоссальные дворцовые комплексы, созданные трудом покоренных народов, символизировали мощь и величие новой мировой державы. Древнеперсидское искусство возникло в результате органического синтеза иранских художественных традиций и технических приемов с эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими чужеземными традициями. Несмотря на некоторый эклектизм, ему присущи внутреннее единство и своеобразие, так как это искусство в целом — результат специфических исторических условий, самобытной идеологии и социальной жизни, давших заимствованным формам новые функции и значение.

        Среди предметов древнеперсидского искусства встречаются металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, ювелирные изделия, скульптура из лазурита и т. д. Особенно удавались персидским мастерам и пользовались большой популярностью художественные изделия, на которых реалистично изображались домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и т. д.). Среди художественных произведений значительный интерес вызывают цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т. д. Украшенные изображениями царей, героев, фантастических и реальных существ, они до сих пор поражают зрителя совершенством форм и оригинальностью сюжета.
    Автор: М.А. Дамдамаев
    www.mystic-chel.ru

     

    Дальше интересно…


    ЗОРО - Фригийский колпак и Митра
     

     

     


     

     

     

     



    Источник: http://cosmoehzo.ucoz.ru
    Категория: Общее | Добавил: Мир (17.07.2015) | Автор: Rusalka-ja W
    Просмотров: 1993 | Теги: зороастризм, статьи, религия, земле, древнейшая, на | Рейтинг: 5.0/2

    Поделись ссылкой с друзьями:

    Всего комментариев: 0


    Похожие статьи читать::


    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz |Индекс цитирования