Пятница, 29.03.2024, 15:59Главная | Регистрация | Вход

ПереводTranslation

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [235]
Пишу статьи сама
Общее [740]
Здесь статьи с разных источников, переработанные через мое восприятие.

Поиск

Защита сайта

Каталог

  • Каталог-ссылки
  • Смотри видео

    Любимые игры

    Безсмертие

    Энергетика

    Упражнения

    Сыроедение

    КиноЗАЛ

    Джап Сахиб

    Зороастризм

    Наши баннеры

    Добавить сайт в друзья

    Другие сайты

  • Блог Helios-2s Блог Helios-2s
  • Медицы в картинках
  • Медицы Людмилы! Медицы Людмилы!
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Счетчики

    ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Top.Mail.Ru

    Сейчас на сайте

    Страны

    Реклама




    Статьи
    Главная » Статьи » Общее

    Зороастрийские обряды и ритуалы. Грехи, символика ЗО



    Зороастрийские обряды и ритуалы

    В зороастрийском богослужении фигурируют три жертвенных предмета:
    хаома (или парахаома – приготовленная хаома),
    драунах и мйазда.

    Стебли хаомы растираются камнями (хавана, тадж. хован – "ступка”),
    смешиваются с соком других растений и с молоком.

    Получаемая смесь носит название (очень древнее) заорта.

    Драунах
    ("доля”) представляет пресную лепешку, а под термином мйазда
    скрывается какая-то пища, возможно, и мясо (у современных персов – фрукты).

     Зороастрийские жрецы отправляли богослужение в храме (позднейшее оташкада) перед огнем.

    Главный жрец носит имя заотар (древнеинд. хотар), другие – хаванана (растирающий хаому),
    фрабэрэтар (подносчик культовых предметов), атраван (следящий за огнем).

    Необходимый культовый предмет – барсман.
    Первоначально это была подстилка, на которую якобы садились боги, слетающиеся на возлияния.
    Впоследствии он превратился просто в пучок ветвей (в строго определенном количестве),
    а современные персы заменили ветви металлическими прутьями.
    Как во время богослужения, так и в различных случаях жизни читались молитвы.

    Основных праздников у зороастрийцев было шесть, и каждый продолжался по пять дней.

    Год состоял из 12 месяцев, которые назывались именами божеств.
    Дни также называются по божествам – Ахура-Мазда, Воху-Мана, Аша-Вахишта и т.д. 

    Сутки делятся на пять частей (Рату):
    хавани (от зари до полудня),
    рапитвина (приблизительно до трех часов дня),
    узайерина
    (до сумерек),
    айвисрутрима (до полуночи),
    ушахина (до зари).

    Каждой части суток соответствует одноименное божество.

    У зороастрийцев существуют особые приметы одежды, ношение которых обязательно и
    служит отличительным признаком правоверного, прошедшего инициацию.

    Это стахр пайсанха ("расписанная звездами”) – нательная рубашка, авйанхана2 –
    пояс их определенного качества ниток.

    Чрезвычайно своеобразны зороастрийские погребальные обряды.
    Ни землю, ни огонь нельзя осквернять соприкосновением с трупом.
    Тот, кто закопает человека или собаку в землю, должен быть подвергнут 500 ударам
    "лошадиной плети”.
    На землю, где умер человек, можно вносить огонь только через девять дней зимой и через месяц – летом.

    Мертвых надо было относить на высокие, сухие, каменистые места.
    Носильщиков должно было быть по крайней мере двое.
    Эти люди – ристо-каша – до конца своих дней считались нечистыми.
    Им нельзя было находиться ближе 30 шагов от огня, воды и барсмана и ближе трех шагов от людей.


    На голом каменистом месте труп закрепляли за ноги и волосы, чтобы звери или птицы,
    растерзав тело, не могли утащить кости к воде или растениям.
    Когда оставались только кости, их собирали и складывали в специальное вместилище
    (асто-дана – оссуарий).
    Кроме асто-дана, существует и другой термин – дахма.

    Дахма обычно означает специальное сооружение, имитирующее голое каменистое место
    (башня молчания),
    куда помещают трупы.
    Так же в определенных местах складываются потом и кости.
    Но так как труп мог быть выставлен
     первоначально и не в специальном сооружении, то термин "дахма” мог
    означать также и вместилище для костей.


    Зороастризм придавал большое значение ритуальной чистоте. Обряды очищения (йауджа – "очищать”)
    были тщательно разработаны для людей, скота, растений, воды, земли, огня,
    а Заратуштре приписывалась функция проведения этой операции и над всей Вселенной.
     

    Несомненно, что установление многочисленных и строгих обрядов очищения
    явление более позднего времени, когда сформировалось и усилилось жреческое сословие,
    для которого ритуальные обряды служили источником дохода.
    Это можно видеть из одного места "Видевдата”, где дается такса гонораров за исполнение
    эти обрядов и строгое предупреждение о том, что если жрец не будет удовлетворен,
    то обряд потеряет силу.

    Таким образом, Авеста освящала власть жрецов над народными массами.

     http://indolog.ru/

    ***

     

     
    Согласно зороастрийскому учению

    ЗОРОАСТРИЗМ.
       В современном мире осталось немного из последователей истинного
    зороастризма и его основателя Заратуштры. В Индии это парсы, в Иране -
    родине зороастризма, это гебры.
       Но следы зороастризма заметны во многих религиях мира. Поэтому нельзя не рассказать хотя бы кратко о сути этой религии и символике, которая стала отражением принципов многих религий и даже политических течений современного мира.
       Зороастризм родился в седьмом- шестом веках до нашей эры среди арийских племен, обитающих на территории современного Ирана и Афганистана. Проповедник этой религии - Заратуштра, священные письмена - Авеста.
       Заратуштра проповедовал единобожие. Бог Ахура-Мазда возглавлял силы Добра и Правды, которые боролись с силами Зла и Лжи, воплощенных в Злом Духе Анхра-Манью. В этом выражается дуализм зороастризма, который присущ и другим религия мира.
       Ахура-Мазде помогают шесть воплощений Высших Сущностей, так называемые Амэша-Спэнта:
       Добрая Мысль,
       Лучшая Правда,
       Избранная Власть,
       Благодетельный Мир,
       Благополучие,
       Бессмертие.
       Все они вместе с Ахура-Маздой являются эманацией единого божества, аналогично христианской троице.
       Наряду с божествами-сущностями в зороастризме есть божества, олицетворяющие силы природы. Это Атар (огонь), через одно из проявление которого, в виде искры в теле человека, последний роднится с самим Ахура-Маздой. Это Апо (вода), Асман (небо), Зам (земля). Высоки культы солнца, луны, звезды, особого женского божества Ардви.
       В виде божеств представляется разум, мир, сама зороастрийская вера.
       Как особый класс божественных существ выделяются в зороастрийском пантеоне фраваши. Это нечто вроде душ или ангелов-хранителей, существующих от века для каждого существа, в том числе и для самого Ахура-Мазды.
       Зороастризм считает пространство и время бесконечными. Пространство делится на две части: бесконечный свет, область Добра и Ахура-Мазды и бесконечная тьма, область Зла и Ахримана (или Анхра-Манью).
       Земля, согласно зороастризму, шарообразна. Небо имеет три сферы: сферу звёзд, сферу луны и сферу солнца. За сферой солнца находится рай Ахура-Мазды. Внизу (противоположно ему) -- тёмное царство дэвов, Посреди, в месте смешения света и тьмы, Добра и Зла находится область жизни.
       Согласно зороастрийскому учению, главная цель создания и жизни человека -- помощь Ахура-Мазде в его борьбе с силами Зла. Человеку дается право выбора сферы деятельности, направления борьбы. Это либо "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела", либо "злые помыслы, злые речи, злые дела".
       Особо почитается в зороастризме земледелие и скотоводство. Интересно отношение к собаке. Она охраняет скот и потому занимает почетное место. Грехом считается плохое обращение с собакой. Но и к собаке применимы наказания за членовредительство человека. Возвеличиваются добродетели человека - честность, щедрость.
       Человек обязан "содержать" в чистоте огонь, землю и воду, оберегать эти важные для жизни человека составляющие природы от соприкосновения с Демоном Смерти Насу. С этим постулатом связан похоронный обряд зороастрийцев. Тело умершего относили на каменистое место и привязывали его за ноги и волосы, оставляя на растерзание зверям и птицам. Оставшиеся кости собирали и складывали в специальное вместилище - оссуарий, который ставили в специальное помещение. Обряд выполняли люди, которых называли Ристо-Каша. Они до конца своих дней считались нечистыми и им нельзя было находится вблизи огня, воды и близко к человеку (только на расстоянии трех шагов от него).
       Цель зороастризма: борьба с силами зла и сохранение чистоты во всех смыслах в земной жизни.
      
       Символ зороастризма: Фаравахар - крылатый диск с верхней частью тела человека. Означает Божественное Благословение. По одной из версий - Царская Слава, Сияющая Слава. Пришел из Древнего Египта - символ "орел с распростертыми крыльями". Впоследствии был распространен на Ближнем Востоке.


    Священные огни

    Зороастрийский храм в Йезде. 30-е годы XX в.

    Аташ-Варахрам в Йезде

    В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов. Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. Священные огни делятся на 3 ранга:
    Шах Аташ Варахрам (Бахрам) — «Царь Победоносный Огонь», Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры;
    Аташ Адуран (Адаран) — «Огонь огней», Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее 1000 человек в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратуштрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огней Адуран могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши, службы в джашны и гаханбары и т. д. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды.
    Аташ Дадгах — «Законно установленный Огонь», Огонь третьего ранга, который должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах, разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед служить огню может хирбад. Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь служит местом собрания общины.

    Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

    В Сасанидском Иране существовало три величайших Аташ-Варахрама, соотносимых с тремя «сословиями»:
    Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников)
    Адур-Фробаг (Фарнбаг, огонь Парса, огонь воинской аристократии и Сасанидов)
    Адур-Бурзен-Михр (огонь Парфии, огонь крестьян)

    Из них сохранился только Адур (Аташ) Фарнбаг, горящий ныне в Йезде, куда зороастрийцы перенесли его в XIII в. после коллапса зороастрийских общин в Парсе.

    Святые места

    Купол пира Бану-е Парс

    Священными для зороастрийцев являются храмовые огни, а не само здание храма. Огни могут переносится из здания в здания и даже из одной области в другую вслед за самими зороастрийцами, что и происходило в течение всего периода гонений на религию. Лишь в наше время, стремясь воскресить было величие своей веры и обращаясь к своему наследию, зороастрийцы стали посещать руины древних храмов, расположенных в местностях, где все жители давно приняли ислам, и устраивать в них праздничные богослужения.

    Тем не менее в окрестностях Йезда и Кермана, где зороастрийцы живут постоянно на протяжении тысячелетий, сложилась практика сезонных паломничеств, совершаемых к определённым святым местам. Каждое из таких мест паломничества («пир», букв. «старый») обладает своей легендой, обычно рассказывающей о чудесном спасении принцессы из рода Сасанидов от арабских захватчиков. Особую известность приобрели 5 пиров вокруг Йезда:
    Сети-пир
    Пир-е Сабз (источник Чак-чак)
    Пир-е Нарестане
    Пир-е Бану
    Пир-е Нараки

    Мировоззрение и нравственность

    Главной чертой зороастрийского мировооззрения является признание существования двух миров: mēnōg и gētīg (пехл.) - духовного (букв. «мысленного», мира идей) и земного (телесного, физического), а также признание их взаимосвязи и взаимообусловленности. Оба мира сотворены Ахура Маздой и являются благими, материальное дополняет духовное, делает его целостным и совершенным, материальные блага считаются такими же дарами Ахура Мазды, как и духовные и одни без других немыслимы. Зороастризму чужд как грубый материализм и гедеонизм, так и спиритуализм и аскетизм. В зороастризме нет практик умерщвления тела, безбрачия и монастырей.

    Дополняющая дихотомия ментального и телесного пронизывает всю систему нравственности зороастризма. Главным смыслом жизни зороастрийца является «накопление» благодеяний (перс. kerfe), прежде всего связанных с добросовестным исполнением своего долга верующего, семьянина, труженика, гражданина и избегание греха (перс. gonāh). Это путь не только к личному спасению, но и к процветанию мира и победе над злом, что связывается непосредственно с усилиями каждого из людей. Каждый праведный человек выступает в качестве представителя Ахура Мазды и с одной стороны фактически воплощает его деяния на земле, а с другой - посвящает все свои благодеяния Ахура Мазде.

    Добродетели описываются через этическую триаду: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хваршта), то есть затрагивают ментальный, вербальный и физический уровень. В целом зороастрийскому мировоззрению чужд мистицизм, считается, что каждый человек способен понять, что есть добро, благодаря своей совести (даэна, чиста) и разуму (подразделяемому на «врождённый» и «услышанный», то есть ту мудрость, что приобретена человеком от других людей).

    Нравственная чистота и личностное развитие касается не только души, но и тела: добродетелью считается поддержание чистоты тела и устранение осквернения, болезней, здоровый образ жизни. Ритуальная чистота может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Для людей, подвергшихся осквернению, предусмотрены обряды очищения.

    Список основных добродетелей и грехов приведён в пехлевийском тексте Дадестан-и Меног-и Храд (Суждения Духа Разума):
    Благодеяния
    1. благородство (великодушие)
    2. правдивость (честность)
    3. благодарность
    4. удовлетворённость
    5. (сознание) необходимости делать добро благим людям и быть каждому другом
    6. уверенность в том, что небо, земля, все хорошее на земле и на небе — от Творца Ормазда
    7. уверенность в том, что все зло и противодействие — от лживого проклятого Ахримана
    8. уверенность в воскрешении мертвых и конечном воплощении
    9. вступление в брак
    10. исполнение обязанностей опекуна-попечителя
    11. честный труд
    12. уверенность в чистой Благой вере
    13. уважение к умению и мастерству каждого
    14. видеть доброжелательность благих людей и желать добра благим людям
    15. любовь к благим людям
    16. изгнание из мыслей зла и ненависти
    17. не испытывать подлую зависть
    18. не испытывать похотливого желания
    19. ни с кем не враждовать
    20. не причинять вреда имуществу покойного или отсутствующего
    21. не оставлять в себе зла
    22. из стыда не совершать греха
    23. не спать из лености
    24. уверенность в язатах
    25. не сомневаться в существовании рая и ада и ответственности души
    26. воздержание от клеветы и зависти
    27. наставление других в благодеяниях
    28. быть другом благих и противником злых
    29. воздержание от обмана и злобы
    30. не говорить ложь и неправду
    31. не нарушать обещаний и договоров
    32. воздержание от причинения вреда другим
    33. оказание гостеприимства больным, беспомощным и путешественникам

    Грехи
    1. содомия
    2. извращения
    3. убийство праведника
    4. нарушение брака
    5. не соблюдение
    обязанностей опекуна
    6. гасить огонь Варахрам
    7. убийство собаки
    8. почитание идолов
    9. вера во всевозможные (чужие) религии
    10. растрата
    доверенного
    11. поддержка лжи, покрывающей грех
    12. безделье («кто ест, но
    не работает»)
    13. следование гностическим сектам
    14. занятие
    колдовством
    15. впадение в ересь
    16. поклонение дэвам
    17. покровительство вору
    18. нарушение договора
    19. месть
    20. насилие,
    чтобы присвоить чужое
    21. обижать благочестивых
    22. клевета
    23. высокомерие
    24. хождение к чужим жёнам
    25. неблагодарность
    26. говорить ложь и неправду
    27. недовольство (благими) деяниями прошлого
    28. радость от мучений и страданий благих людей
    29. легкость в совершении злодеяний и отсрочка в совершении благодеяний
    30. сожаление о хорошем деле, сделанном для кого-нибудь

    Символика джашна:
    Символ
    Мобед

    Молоко
    Огонь
    Метал-ие принадлежности
    Скатерть
    Вода

    Цветы, фрукты, орешки, веточка мирта

    Творение
    Человечество

    Скот
    Огонь
    Металлы
    Земля
    Вода

    Растения

    Амешаспент
    Ахура
    Мазда
    Бахман
    Ардибехешт
    Шахривар
    Спандармаз
    Хордад
    Амордад
     

     

     

    Дальше интересно…

     

    Зороастризм в Индии

     




    Источник: http://cosmoehzo.ucoz.ru
    Категория: Общее | Добавил: Мир (17.07.2015) | Автор: Rusalka-ja W
    Просмотров: 2446 | Теги: обряды, статьи, Ритуалы, Зороастрийские | Рейтинг: 5.0/1

    Поделись ссылкой с друзьями:

    Всего комментариев: 0


    Похожие статьи читать::


    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz |Индекс цитирования