Седре-пуши или Навджот
Парсийская церемония навджот
Седре-пуши (перс. букв. «одевание рубахи») или Навджот у парсов (букв. «новый заотар»,
изначально так назывался обряд новзуди, см. ниже) - обряд принятия зороастризма
Обряд проводится мобедом. Во время обряда принимающий веру человек произносит
зороастрийский символ веры, молитву Фраваране, надевает священную рубаху сэдрэ (судрэ)
и мобед повязывает ему священный пояс кошти.
После этого новопосвящаемый
произносит Пейман-е дин (клятву веры), в которой обязуется во что бы то ни стало
всегда придерживаться религии Ахура Мазды и закона Заратуштры.
Обряд проводится обычно по достижении ребёнком совершеннолетия (15 лет),
но может проводиться в более раннем возрасте, но не ранее, чем ребёнок сможет сам
произнести символ веры и повязать пояс (от 7 лет).
Пятикратная молитва
Гахи — ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов
в сутках — гахов:
Хаван-гах — от рассвета до полудня;
Рапитвин-гах — от полудня до 3 часов по полудни;
Узерин-гах — от 3 часов по полудни до заката;
Аивисрутрим-гах — от заката до полуночи;
Ушахин-гах — от полуночи до рассвета;
Может быть как коллективным, так и индивидуальным.
Пятикратная молитва признаётся одной из главных обязанностей каждого зороастрийца.
Гавахгири
Новзуди
Обряд посвящения в священнический сан. Проводится при большом стечении мобедов и мирян.
В процессе обряда всегда участвует предыдущий посвящённый мобед в этой местности.
По окончании церемонии новопосвящённый мобед проводит Ясну и окончательно утверждается в сане.
Обряды погребения
В разных областях Большого Ирана практиковались в зависимости от местных условий разные способы
погребения (каменные склепы, выставление трупов и др.).
Основное требование к ним - сохранение в чистоте природных стихий.
Поэтому для зороастрийцев неприемлемы зарывание трупов в землю и трупосожжение,
которые признаются большим грехом.
Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и
Индии является выставление.
Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении
— «дахме» — для утилизации птицами и собаками.
Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения.
По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя,
символ временной победы Ахримана в земном мире.
После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны.
Однако в Иране традиционный обряд похорон под давлением мусульман был оставлен
в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах,
для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом.
Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека,
погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом.
Если второго человека нет, его может заменить собака.
Порсе
Поминальная служба по душам и фраваши умерших.
Считается, что поминальные службы по душе умершего нужно производить
в течение 30 лет после смерти, в дальнейшем поминается только его фраваши,
с которой к этому сроку соединяется душа праведника.
Барашнум
Большой ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки в течение 9 дней.
Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха,
перед посвящением в священнический чин.
Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы.
Прежде каждому зороастрийцу рекомендовалось пройти этот обряд хотя бы раз в жизни,
но в настоящее время этот обряд проводится достаточно редко.
Связь с другими религиями
Считается, что многие принципы современных авраамических религий, а также северного
буддизма могли быть заимствованы из зороастризма.
Прежде всего это касается концепции своды воли и личной ответственности, образов рая и
ада и эсхатологии.
В христианских Евангелиях упомянут эпизод «поклонения волхвов» (скорее всего,
религиозных мудрецов и астрономов). Высказываются мнения о том, что эти волхвы
могли быть зороастрийцами.
Кроме того, в зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе отсутствует
идея цикличности — время идет по прямой от сотворения мира до окончательной
победы над злом, никаких повторяющихся мировых периодов нет.
Современное положение
В настоящее время общины зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и в Индии (парсы),
также в результате эмиграции из обоих стран сложились общины прежде всего в США и Западной Европе.
В Российской Федерации, и странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев,
называющих свою религию на русском языке словом «благоверие» и Зороастрийская община Санкт-Петербурга.
Согласно подсчётам, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет
около 200 тыс. чел. 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.
Зороастрийцы в Иране
От всех многочисленных зороастрийских общин Ирана, существовавших в раннее исламское время,
уже к XIV в. остались только сообщества в останах Йезд и Керман.
Зороастрийцы в Иране более тысячелетия подвергались дискриминации, нередки были массовая резня и насильственные обращения.
Лишь в Новое время они были избавлены от джизии и получили некоторую свободу и равноправие. Воспользовавшись этим, зороастрийцы Ирана стали переселяться в другие города, и
сейчас основным анджоманом является сообщество зороастрийцев Тегерана.
Тем не менее город Йезд, в окрестностях котрого до сих пор сохраняются зороастрийские
деревни, поныне признаётся духовным центром зороастризма.
Сегодня зороастрийцы Ирана - признанное на государственному уровне религиозное
меньшинство, имеющее одного представителя в парламенте страны (меджлисе).
Зороастрийцы в Индии
Зороастризм это одна из малочисленных, но крайне важных религий, распространённых
в современной Индии, а также в Пакистане и Шри-Ланке.
Большинство людей, исповедующих зороастризм, именуют себя парсами.
Парсы — потомки древних персов-зороастрийцев, бежавших от исламского гнёта в IX в.
Однако, затем, по-видимому, в их ряды всё же влились и представители местных общин.
Общая численность зороастрийцев в Индии — свыше 100 000 человек, или около 0,007 %
индийского населения. Вы прошлом основной областью их расселения был Гуджарат,
где сохранились наиболее древние храмы огня. Ныне основной район концентрации —
индийский город Мумбаи.
Диаспора
Парсийская эммиграция из Индии долгое время была приурочена к Великобритании и
её колониями (Йемен, Гонконг). Эммиграция иранских зороастрийцев традиционна
связана с Западной Европой. Для обоих общин значима также эммиграция в США.
В Эмиграции парсы и иранские зороастрийцы в целом до сих пор сохраняют обособленность
друг от друга и не стремятся сливаться, хотя существуют общезороастрийские движения,
стремящиеся преодолеть этнический раскол.
На новых местах жительства зороастрийцы стремятся обустроить и свою религиозную жизнь,
основывая Дар-е Мехр (огни Дадагах).
Единственным храмом с огнём Адорьян является Аташкаде в Лондоне.
Прозелиты
Зороастрийские прозелиты известны в США, Европе и Австралии. Их составляют прежде
всего иранцы-эммигранты, разочаровавшиеся в исламе, но известны также люди европейского происхождения, принимающие религию по зову сердца.
В СНГ интерес к зороастризму проявляют прежде всего жители государств с иранским наследием:
Азербайджана, Узбекистана и прежде всего, конечно же, Таджикистана.
Относительно массовое зороастрийское сообщество неофитов в Таджикистане,
образовавшееся в 90-е годы, оказалось дезинтегрировано в ходе поглотившего
государство кризиса из-за враждебного отношения исламистов.
В России действуют сообщества новопосвящённых зороастрийцев, называющих
свою религию благоверием в соответствии с древним самоназванием религии, переведённым на русский язык.
А также группы зерванитов и зороастрийцев маздаяснийцев.
Интересные факты
Зороастрийский праздник Навруз и поныне является национальным праздником в Казахстане (Наурыз), Азербайджане (Новруз), Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане и некоторых республиках РФ.
В Казахстане к празднику готовят суп, называемый Наурыз-коже и состоящий из 7 компонентов.
В Азербайджане на праздничном столе должны стоять 7 блюд, название которых начинается на букву «С». Например, сэмэни (блюда, приготовленное из проросших пшениц), сюд (молоко) и т. д.
За несколько дней до праздника пекут сладости (пахлаву, шэкэрбуру).
Обязательным атрибутом Навруза также являются крашеные яйца.
Гигантский Симург — священная птица зороастризма, является основным элементом эмблемы
рок-группы Queen. Эмблему разработал лидер группы,
Фредди Меркьюри — парс по рождению, который, будучи выходцем с Занзибара,
придерживался зороастрийской веры.
Гигантский Симург также изображен на гербе Республики Узбекистан и называется птицей «Хумо»(птица счастья).
Одним из основополагающих элементов видеоигры Prince of Persia (2008)
является упрощённая версия зороастризма — личное противостояние между Ормаздом и Ахриманом.
Казахский праздник Наурыз Мейрами - истоки восходят к зороастрийскому Новому году.
Праздник Наурыз, или Новый год, отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта.
Это один из самых крупных праздников народов Средней Азии.
К Наурызу каждая казахская семья заранее готовит ритуальное блюдо - наурыздык,
состоящее из семи традиционных продуктов.
Празднование продолжается три дня, в течение которых казахи поздравляют друг друга,
желают счастья и благополучия. В ходе праздника совершаются особые ритуалы,
проходят игры и состязания.
"ВИДЕВДАТ" ("ВЕНДИДАД")
Географическая поэма
Перевод И.М. Оранского
1. Сказал Ахура-Мазда Спитаме-Заратуштре: "Я превратил, о Спитама-Заратуштра, место, не доставляющее благоденствия, в место, дающее покой. Ибо, если бы я, о Спитама-Заратуштра, не превратил место, не доставляющее благоденствия, в место, дающее покой, то весь вещественный мир наводнил бы Арианам-Вайджа.
2. Как первое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, Арианам-Вайджа Доброй Датии. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью красного [? — речного?] дракона и созданную дэвами зиму.
3. Там десять зимних месяцев, лишь два летних, и они холодны для воды, холодны для земли, холодны для растений. И [есть] середина зимы, и [есть] сердце зимы; и [когда] зима подходит к концу, тогда [бывает] очень много наводнений.
4. Как второе лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, Гаву1обиталище согдийцев. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью "скаити" [?], многопагубного для коровы и "дайа" [?].
1В тексте гаум (вин. пад.). Некоторые исследователи (Г.Бейли, Э.Бенвенист) видят в этом термине местное название Согда. Другие переводят его как имя нарицательное: "страна скота" (от гав — "корова" или "поселение" (сравн. осет. йау — "селение").
5. Как третье лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, мощный, праведный Мерв. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью "марыду" [?] и "витушу" [?].
6. Как четвёртое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, Бахди с высоко поднятым знаменем. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью "бравару" [?] и "усаду" [?].
7. Как пятое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, Нисайу, которая [лежит] между Мервом и Бахди. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью <…> и пагубное неверие [сомнение?].
8. Как шестое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, Харойву, [где] оставляют дома. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью "сараска" [?] и "дривика" [?].
9. Как седьмое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, Вэкерту — обиталище дужака [ежа]2. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью волшебницу Хнафаити, которая присоединилась к Кэрсаспе.
2Ф.Вольф переводит: "...Вэкерта, [где] родина ежей".
10. Как восьмое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, богатый лугами Урва. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью злых владельцев [пришельцев?].
<...>
12. Как десятое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, прекрасную Харахвати. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью непростительный грех "нacу-cnaйa".
<...>".
***
Дальше интересно…
Главное нравственное правило - ЗОРО
Источник: http://cosmoehzo.ucoz.ru |